«Я люблю больше учиться, чем учить»: Почетный доцент ПсковГУ Наталья Большакова

 22.11.2021, 11:48

«Ван Гог» – с этой фамилии неожиданно начался наш разговор с руководителем Научно-образовательной лаборатории «Социогуманитарная регионика» ПсковГУ, автором энциклопедии «Русский язык от А до Я», доцентом кафедры филологии, коммуникаций и русского языка как иностранного Института гуманитарных наук и языковых коммуникаций, кандидатом филологических наук, Почетным доцентом вуза Натальей Большаковой.

Признаемся честно, мы ожидали чего угодно – разговора о науке, обсуждения белорусизмов и региональных черт псковской народной сказки… Но Наталья Валентиновна, заметив на столе папку с принтом знаменитой «Звездной ночи», не удержалась – сказала «кодовое слово». Так, собственно, и завязался наш разговор, раскрывший одного из самых серьезных преподавателей нашего университета с неожиданной стороны.

 

О велении души


- Наталья Валентиновна, кем вы мечтали в детстве стать?


- Все мечтают о профессии учителя или врача, потому что всех детей учат и лечат. Не то чтобы я учительницей мечтала стать... Я не отлично, но хорошо училась. И учителя по русскому языку и литературе все время хвалили меня: вызывали к доске разбирать предложения, и, каждый раз ставя отличную оценку, все время мне говорили что-то хорошее. Может, поэтому так сложилось, что я пошла на литфак.


- Как начинался ваш путь в науку?


- Он не был запланирован с самого начала никем. Все происходило через преодоление себя. На первом курсе лекции по «Введению в языкознание» нам читала преподаватель филологического факультета Софья Менделевна Глускина. Она предложила мне тему по вариантам слова в псковских говорах. Потом изучение этой темы я продолжила в курсовой и дипломной работе.


На последнем курсе учебы в пединституте четырех студентов – двух лингвистов, в том числе меня, и двух литераторов – отправили на стажировку в Ленинградский государственный университет. Предполагалось, что с помощью такого механизма провинциальный вуз кует себе кадры. Мы там, как все студенты русского отделения, слушали лекции, сдавали экзамены и писали дипломы. Тот год был чрезвычайно интересным, мы оказались в столичном городе: учеба, библиотеки, студенческая среда, общение.


По окончании вуза мы получили дипломы Псковского педагогического института. Меня распределили в Изочинскую среднюю школу в Невельском районе. Интересное совпадение: сейчас я занимаюсь южнопсковскими говорами, а в те годы я целый год жила в этой диалектной среде. Благодаря этому опыту мне не нужно настраивать свой фонетический слух: я эту речь хорошо воспринимаю, так как поселили меня в доме у бабушки-диалектоносителя, до сих пор помню, что ее звали Мария Яковлевна.


Спустя год я вернулась в Псков. Отработав два года в вечерней школе, я начала работать в пединституте и спустя три года поехала учиться в аспирантуру Ленинградского государственного университета. У меня уже была семья, двухлетняя дочь. Во время учебы меня очень поддерживали мои родители и муж. С научным руководителем в аспирантуре Ольгой Сергеевной Мжельской сложились доверительные отношения - она была уверена, что я все выполню в срок. Поэтому я часто приезжала в Псков, билет на поезд стоил тогда 3 рубля 90 копеек.


- В советское время заниматься наукой было престижно. Сейчас время другое, и молодежь, выбирая свой путь, не часто задумывается о науке. С вашей точки зрения, для чего и почему в наши дни стоит идти в науку?


- Для саморазвития, конечно. В вузе не получится построить карьеру в обычном смысле этого слова. Очевидно: 10 лет работы в сфере высшего образования, а человек все еще остается молодым преподавателем. Другое дело в школе: спустя 10 лет ты уже считаешься опытным учителем. Передо мной вопрос карьеры никогда не стоял - важнее было стремление не подвести своих учителей. Когда говорят о том, что из числа твоих однокурсников именно тебя выбрали для поездки в экспедицию, ты понимаешь, какая это ответственность. Едешь во время каникул, по велению души, зная, что это не для зачетки, что материалы попадут в научную картотеку, в архив. А значит, на основе этого материала будут делаться объективные научные выводы. Языкознание ведь среди гуманитарных наук - одна из самых точных.

Об авторитетах


- Кто был для вас примером для подражания в науке?


- Мои учителя. Они увидели что-то во мне такое, о чем, может быть, я и сама не подозревала, смогли рассмотреть что-то дельное в этом сыром материале. А я все время думала: как бы не подвести и оправдать. Когда Софьи Менделевны уже не стало, я по-прежнему внутренне как будто сверялась с тем, как бы она отнеслась к тому, что я делаю. Думаю, не всегда она могла бы сказать, что довольна мною. Но ее личность для меня – это тот камертон, по которому внутреннее чувство подсказывает правильную ноту.
В 2017 году мы организовали масштабную конференцию, посвященную 100-летию со дня рождения Софьи Менеделевны. Вся кафедра и в особенности Лариса Яковлевна Костючук вложили в ее проведение большой труд. Конференция была поддержана авторитетным грантом Российского фонда фундаментальных исследований (в те годы Российский гуманитарный научный фонд). Я считаю, мой долг ученика был реализован в этом мероприятии: мы издали прекрасный сборник из двух частей. Коллеги, которые участвовали в конференции, вспоминают ее высокий научный уровень и ощущение научного единства – особой среды, которая у нас существует благодаря традиции, заложенной нашими педагогами.


- С вашей точки зрения, что важнее в науке – традиции или новаторство?


- Я не могу сказать, что я человек XX века, - говорит Наталья Большакова. - Очень многое из того, что сейчас происходит, мне нравится. Именно поэтому я не осталась своими устремлениями там, хотя вся моя жизнь в основном прошла в прошлом столетии. Но динамизм жизни, информационные потоки, среда, связанная с компьютеризацией, - все это мне очень близко. Продумывая деятельность лаборатории, в числе главных задач мы ставим цифровизацию. Не только потому, что это модно и современно. А потому, что так требуют запросы времени. Наш бумажный традиционный архив играет важную роль и продолжает существовать, но электронная форма, как мне кажется, позволяет шире распространять его, задает информационную насыщенность и поддерживает, собственно, хранение материалов.

Об учениках и зеркальной лаборатории


- Какое достижение в науке для себя вы считаете главным?


- Я думаю, это мои ученики. Так получилось, что Софья Менделевна Глускина уехала, в моей жизни не стало ее направляющего начала и советов, мне приходилось ориентироваться только на среду, в которой я нахожусь. Моей средой стали мои ученики.
Это большой ценный опыт, очень благодарный: шесть человек защитили диссертации под моим руководством за эти годы. Аспирантура на нашей кафедре появилась в середине 90-х годов. Первой ко мне поступила моя студентка-дипломница – сейчас Елена Анатольевна Рождественская - директор лицея №11 в Великих Луках, успешный учитель и талантливый организатор.


- Говоря о ваших достижениях, невозможно не сказать о главном результате вашей научной деятельности – создании в Псковском государственном институте, позже университете Научно-образовательной лаборатории «Социогуманитарная регионика». Чем важен этот проект для науки и для вас лично?


- Я возглавляю научную лабораторию с 2003 года. В те годы этот опыт был новым для вуза, и я начала с того, чтобы найти какие-то точки опоры. Нам определили минимальный штат, объединили два архива, которые в течение долгих лет собирали преподаватели и студенты. В последние два года у нас есть научный руководитель – Сергей Алексеевич Мызников – член-корреспондент РАН, заведующий отделом диалектной лексикографии и лингвогеографии русского языка Института лингвистических исследований РАН, профессор РГПУ им. А. И. Герцена, главный научный сотрудник Центра ареальной лингвистики Института славяноведения.


Лаборатория сосредоточилась на проведении научных изысканий, посвященных комплексному изучению региональных доминант традиционной народной культуры и языка Псковского края в общенациональном и универсальном контексте, многоаспектному исследованию проблем приграничного пространства в системе традиционных форм диалектной коммуникации, анализу специфики социокультурных групп на территории региона в общественно-историческом разрезе. Сложился творческий, работоспособный коллектив, черпающий вдохновение в самом исследовательском материале и дружеской атмосфере научной лаборатории.


- Какие темы и задачи сегодня являются основными для лаборатории?


- В данный момент лаборатория занимается исследованием субкультуры детства в традиционном языковом сознании. Многоаспектное изучение проблемы позволит сделать выводы об особенностях народной педагогики, прийти к пониманию того, как общество оценивало разные этапы взросления, какие требования предъявляло к ребенку.


На старте - оригинальный проект, связанный с культурной антропологией. В рамках исследования планируется изучить южную Псковщину как приграничную территорию, на которой произошла встреча целого ряда этносов, специфически повлиявшая на язык, культуру, историю, обычаи и антропологические особенности местного населения. Реализацией данного проекта лаборатория (как археологи, так и филологи) займется совместно с Денисом Валерьевичем Пежемским – кандидатом биологических наук, старшим научным сотрудником Научно-исследовательского института и Музея антропологии МГУ им. М.В. Ломоносова, членом Патриаршей комиссии по изучению «Екатеринбургских останков».


Лабораторией также проделана колоссальная работа по цифровизации фольклорного и диалектологического архивов ПсковГУ. На сегодня электронная библиотека в своей структуре содержит блоки текстов различных жанров, отражающих устную речевую культуру Псковского региона. На счету лаборатории – шесть зарегистрированных электронных баз данных. С созданными базами по архиву и тремя библиографическими указателями можно познакомиться на сайте лаборатории noc.pskgu.ru., они доступны в сети каждому пользователю. Внедряя компьютерные технологии, мы сотрудничали с кафедрой информатики, особенно тесно – с безвременно скончавшимся недавно кандидатом технических наук Виктором Валентиновичем Кабаченко. Он был мастером своего дела и по-настоящему проникся значимостью нашей работы.


- Насколько мы знаем, лаборатория ведет активную издательскую деятельность. Какие книги уже выпущены в печать, какие планируются?


- По результатам исследований лаборатория «Социогуманитарная регионика» публикует издания, которые вызывают интерес не только у ученого сообщества, но также у самого широкого круга читателей. «Народные сказки Псковского края», «Псковская Масленица», «Великая Отечественная война в зеркале народной речи и фольклора» - эти книги стали своего рода визитными карточками вуза. На очереди - второй том «Мифологических рассказов псковско-белорусского пограничья». Все издания выпускаются с аудиоприложением - оно помогает филологам и тем, кто интересуется местной культурой, составить полное «звуковое» представление о Псковщине.

Об искусстве жизни


- Чем вы любите заниматься в свободное время?


- В 2014 году мы оставили свою квартиру в Пскове и переехали за город со всеми вытекающими последствиями. У нас свой дом, мы живем по соседству с семьей дочери. У нее двое сыновей. Надо признать, что моя дочь не из тех, кто считает, что систематическим воспитанием детей должна заниматься бабушка, спасибо ей за это. Я живу напряженной рабочей жизнью, и дома работа не заканчивается. Дома меня часто в шутку спрашивают: «Ты уроки выучила?». Я все время «учу уроки» дома. Бывают и ночные засиживания за материалом, сейчас уже, правда, реже.


У дома у меня есть цветники, несколько грядок. Но к ним я не могу относиться как сельскохозяйственный труженик. Он работает для урожая, а у меня если свекла не взошла, не уродилась - я думаю: и слава богу. Иногда сам процесс увлекает.


- Остается время на чтение?


- Да, в свободное время я умудряюсь кое-что читать. Но читаю я не системно, а то, что идет в руки. Причем в электронном виде, на планшете. Из последнего я прочитала роман Андрея Волоса «Возвращение в Панджруд». В книге заложено много смыслов, но прежде всего там прекрасный язык. Весь роман построен не на описаниях, а на диалогах. События происходят в IX веке на Востоке: мальчик-поводырь ведет от Бухары до Панджруда слепого старика. Это главный герой романа, знаменитый поэт Рудаки. Умение создать у читателя образ не с помощью описания, а благодаря правильно построенным диалогам, говорит о большой одаренности писателя. Разговор - естественная стихия. Подобное можно увидеть в «Лавре» Евгения Водолазкина. Герои разговаривают, и ты веришь, что они именно так говорили в те давние времена.
Я вас удивлю - но я по натуре созерцатель. Поэтому я так люблю природу и живопись. На Фейсбуке я подписана на несколько групп, связанных с искусством, картинными галереями, музеями – бывает, зависаю в них надолго.


- Кто ваш любимый художник?


- Классическое искусство мне нравится, но не меньше я люблю импрессионистов и постимпрессионистов. Меня привлекает зыбкость их пейзажей. Эта углубленная аллея у Моне, березовая роща у Климта…
Когда мы были в Даугавпилсе, у них выставлялась живопись Марка Ротко. На первый взгляд, это декоративная живопись, но на самом деле, как мне кажется, она очень глубока. Я не могу интерпретировать свои впечатления словесно, но моему глазу это нравится, моя натура это не отторгает. Мне это почему-то близко.


- За что вы благодарны жизни?


- Я считаю, моя жизнь сложилась счастливо. Мне во многом везло. Прежде всего, у меня были прекрасные учителя. Несмотря на то, что школьное образование у меня было достаточно хорошее, когда я пришла на первый курс в институт, поняла, как мало я знаю, какой у меня мизерный запас, насколько я не начитана.
Ощущение того, что тебе не хватает образования, сопровождает меня всю мою жизнь. Я вообще больше люблю учиться, чем учить. Я больше читатель, чем писатель. Это моя натура.


Беседовала Елена Никитина




Псковский государственный университет:

180000, Псков, площадь Ленина, дом 2.
Телефон: +7(8112) 201-699.
Электронная почта: rector@pskgu.ru

Студенческий МФЦ:

180000, Псков, площадь Ленина, дом 2, каб. 1,
вход со стороны университетского сквера
Телефон: +7(8112) 201-696.
Электронная почта: mfc@pskgu.ru

Приемная комиссия:

180000, Псков, площадь Ленина, дом 2, каб. 1,
вход со стороны университетского сквера
Телефон +7(8112) 201-695.
Электронная почта: priem@pskgu.ru

Хочу поступить!