18.01.2024, 13:59
Региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе состоится на площадке ПсковГУ 13 февраля. Более чем у 50 старшеклассников Псковской области будет реальный шанс попасть на финал олимпиады; заключительный этап пройдет с 21 по 27 апреля в Казани.
Как формируется список олимпиадных заданий, можно ли подготовиться к участию самостоятельно и как настроиться на важное мероприятие – об этом мы поговорили с председателем региональной методической комиссии и регионального жюри, членом ЦПМК и жюри заключительного этапа ВсОШ, профессором ПсковГУ Илоной Мотеюнайте.
– Илона Витаутасовна, что отличает ВсОШ по литературе от олимпиад по другим дисциплинам?
– Мне трудно сравнивать, скорее, знаю об общем: регламент одинаковый, он включает 4 этапа (от школьного до заключительного); и по всем предметам задания сложнее обычных школьных, они требуют спецподготовки. Что могу сказать о нашей: называется она «по литературе», и это может ввести в заблуждение. Задания у нас разноформатные, но среди них нет таких, которые проверяли бы навыки сочинения художественного текста. Точнее было бы назвать олимпиаду литературоведческой или филологической, если опираться на слова Михаила Гаспарова о том, что филология – наука понимания. Основа олимпиады – аналитическое задание и творческое. Знаете, я где-то слышала, что в Китае госчиновники должны уметь писать стихи и объяснять их, это входит в их экзамен. В целом, логично: если тебе нужно руководить людьми, то хорошо бы владеть обоими способами познания: и рациональным, и образным.
На нашей олимпиаде требуется понимание художественного текста и умение выразить это понимание, написать анализ предложенного произведения (проза или поэзия, на выбор). Для этого нужны знания по теории и истории литературы, а также представление о связях литературы с другими видами искусства. В творческом задании все эти знания объединены в такое практическое единство. Мы предлагаем участникам поставить себя на место автора текста, связанного с филологией. Думаю, многие не осознают, что филологические знания профессионально нужны редакторам, издателям, блогерам, оформителям, музейным работникам, экскурсоводам, я уж не говорю об ученых и журналистах. В целом, это чрезвычайно интересно и весело, задания увлекают самим процессом. И знаете, очень талантливые дети бывают, например, создают на устном туре заключительного этапа готовый подкаст на заданную историко-литературную тему.
Еще, возможно, наша олимпиада отличается тем, что у гуманитарных наук вообще специфичный предмет исследования: он уникален. И у нас критерий научности не точность сведений, а глубина понимания. У нас немного «готового» знания, выученного, того, что можно пересказать. Но все выученное применяется к уникальному материалу, поэтому по каждому поводу рождается новое знание. Возможно, такое сочетание аналитичности и творческого воображения отличает олимпиаду по литературе.
– Кто составляет олимпиадные задания на школьном, муниципальном, региональном и заключительном этапах?
– Задания для первых двух этапов готовит областная предметно-методическая комиссия, в соответствии с рекомендациями центральной ПМК. Здесь есть вариативность; иногда в задания включается региональный компонент. Во всех районах области старшеклассники пишут олимпиаду по одинаковым заданиям. Работы проверяют школьные учителя.
Центральная предметно-методическая комиссия Всероссийской олимпиады школьников формирует задания для регионального и заключительного этапов. Здесь уже вариативности нет. Единственное: в этом году впервые разработаны задания для запада и востока России: школьники будут писать олимпиаду по разным материалам. Это сделано для того, чтобы избежать из-за разных временных поясов утечки информации.
– На площадке ПсковГУ в январе впервые пройдут учебно-тренировочные сборы по подготовке к ВсОШ по литературе. Как составлялась эта программа и как выбирались спикеры?
– Участвуя в проверке заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе, я понимаю, что в Псковской области должна быть организована комплексная подготовка старшеклассников. В нулевые годы этим занимался Центр одарённого школьника. Сейчас на базе ПсковГУ начал работу Научно-образовательный центр олимпиадного движения Северо-Западного федерального округа, который организует учебно-тренировочные сборы с участием преподавателей-членов ЦПМК и жюри.
Узнав о возможности проведения таких занятий, мы обратились к коллегам, и на основе их возможностей составили программу в соответствии с потребностями участника олимпиады. Пригласили школьников: к нам приедут старшеклассники из Мурманской и Псковской областей, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. В течение недели, с 23 по 28 января, ребята узнают, как устроены олимпиадные задания, познакомятся с различными способами интерпретации и анализа текста, посетят выставку «Иллюстрации к Пушкину», получат индивидуальные консультации. В перспективе планируется, что такие сборы могут проходить с какой-то регулярностью на базе университета.
– Можно ли самостоятельно подготовиться к участию в ВсОШ?
– Мне кажется, в сфере образования мало такого, что было бы невозможно, тем более в области, где требуется сосредоточенная работа с книгой прежде всего. Я знаю случаи, когда дети самостоятельно готовились и потом выходили в призеры финала ВсОШ. Но это все же исключения.
Главных проблем при самостоятельной подготовке две: источники и обратная связь. В прекрасном открытом пространстве интернета слишком много соблазнительного для неокрепшего ума и нет критериев отбора источников. Посоветую работать с печатными книгами. Если нет, то пользуйтесь всего двумя ресурсами для самих художественных текстов: Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» https://feb-web.ru/ и «Русская виртуальная библиотека» https://rvb.ru/. Вам нужно стихотворение – смотрите, чтобы было указание на издание: во-первых, откуда его взяли, во-вторых, должна быть дата написания. Лучше всего, конечно, полные собрания сочинений. Даже на Культуре.ру есть проколы: появляется название стихотворения, которого у него нет на самом деле, неправильно атрибутируются тексты (приписываются не тому автору). Так что целесообразней пользоваться первоисточниками.
Если вы видите на экране после стихотворения слово «рецензия» и в ней приводится школьное сочинение, бегите с этой страницы. Так же бесполезно смотреть какой-нибудь «Анализ произведения» с перечнем главных героев, обозначением места и времени действия и прочими фактами. На олимпиадах всегда предлагаются незнакомые тексты, преимущественно современные, о которых ничего не написано в Интернете. Так что не ищите легких путей и готовьте свой ум к работе.
Есть список книг, подготовленный ЦПМК, которые, безусловно, помогут. Они все полезны. Большая помощь – «Арзамас академия», и лекции, и курсы там профессиональны, и они создаются как раз для продвинутых школьников. Кроме этого, есть «Страдариум», «Постнаука» и другие площадки. Лучше слушать ученых, транслирующих знания из первых уст и строго по своей специальности.
Вторая сложность – ученику любого возраста нужна обратная связь. Всё-таки учение – это процесс коммуникативный. Когда вы учитесь, важно понимать свои ошибки и работать над ними, пусть рядом будет тот, кто поможет сориентироваться в этом. Поэтому так важны курсы подготовки, как, например, наш интенсив.
Скажу два слова о школах. Учитель не обязан готовить ученика к олимпиаде, у него другие важные задачи. Я говорю в целом, бывают исключения, конечно. Школьных уроков литературы недостаточно; нужна широкая начитанность и общий высокий уровень культурного развития. Кино, музеи, театры – это все полезно при подготовке к олимпиаде.
– Сколько человек примут участие в региональном этапе ВсОШ по литературе? Из каких районов?
– Около 50 человек. В числе самых активных – Великие Луки: там прекрасно организована подготовка школьников, очень много талантливых, заинтересованных, увлеченных учителей, которые приезжают на курсы.
– Часто наши ребята попадают на заключительный этап олимпиады?
– У нас маленький регион, в последние годы в финал выходит в основном один-два человека. В разные годы это были ребята из Псковского технического и гуманитарного лицеев, из великолукской школы №5, Крюковской школы Островского района. В прошлом году в заключительном этапе ВсОШ по литературе приняла участие десятиклассница лицея №19 Великих Лук Виктория Зубарева.
– Вы занимаетесь олимпиадным движением уже около 30 лет. Изменились ли за это время школьники, которые принимают участие во ВсОШ?
– Да, изменились, но это не значит, что они стали лучше или хуже. Школьники действительно уже другие. В связи с этим меняются и олимпиадные задания.
Я уже больше 10 лет вхожу в экспертную комиссию по литературе Российского совета олимпиад школьников. Каждый год мы проводим экспертизу всех олимпиад, которые есть в стране, по 6 критериям по десятибалльной шкале. В соответствии с нашими оценками олимпиаде присваивается первая, вторая или третья степень: от этого зависят преимущества ее участников. Занимаясь экспертизой, я вижу, что задания усложняются, становятся более творческими и интересными.
В этом смысле задания олимпиад и ЕГЭ составляются и оцениваются с совершенно разных позиций, дополняя друг друга. ЕГЭ выполняет, прежде всего, социальную функцию и проверяет стандартную базу знаний. И это нормально, потому что школа даёт базовые, общие, универсальные знания. А олимпиада отвечает другой тенденции современной жизни – индивидуализации личности, формированию творческих способностей человека.
– Что дает школьнику участие во Всероссийской олимпиаде, кроме дополнительных баллов при поступлении в вуз?
– Участие в олимпиаде – прекрасный повод заниматься тем, что тебе нравится, что просто очень интересно.
Современные школьники очень часто не понимают увлеченности одноклассников наукой, и такие увлеченные дети могут чувствовать себя одинокими: все сидят, скучают, а я погружен в создание презентации, от стихов оторваться не могу и хочу обсудить вчера дочитанный роман. В подростковом возрасте трудно оценить и признать право одноклассника заниматься наукой. А на олимпиаде собираются близкие по интересам ребята, и они чувствуют и облегчение, и прилив сил от того, что они вместе и их много. Часто именно здесь завязываются связи на всю оставшуюся жизнь.
Наконец, олимпиада дает возможность попробовать свои силы в том, чем ты никогда не занимался; это мощный вызов. Например, представить себя редактором журнала или учебника.
– Как председатель жюри регионального этапа ВсОШ по литературе, чего бы вы пожелали и посоветовали ребятам, которые придут к нам в феврале?
– Прежде всего, я желаю удачи. Я всегда говорю школьникам: олимпиада - это состязательное мероприятие, на котором может повезти или не повезти. К этому надо быть готовым. Должна быть психологическая устойчивость.
Еще один важный момент: не надо думать о результате. Понимание текста и так требует очень больших интеллектуальных и эмоциональных усилий, не тратьте свою энергию на бесполезные прагматические прогнозы. Постарайтесь получить удовольствие от того, что делаете. Это на самом деле очень интересно!
Бонус: Список литературы для самоподготовки к ВсОШ по литературе
1. Анализ одного стихотворения / под ред. В. Е. Холшевникова. – Л., 1985.
2. Гаспаров М. Л. «Снова тучи надо мною…». Методика анализа. (Любое издание.)
3. Кучина Т. Г. Принципы составления и решения олимпиадных заданий по литературе // Ярославский педагогический вестник. – 2017. – № 4. – С.93–96.
4. Лихачев Д. С. Внутренний мир литературного произведения (Любое издание)
5. Лотман Ю. М. О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста. – СПб., 1996.
6. Поэтический строй русской лирики / ответ. ред. Г. М. Фридлендер. – Л., 1973.
7. Сухих И. Н. Структура и смысл. Теория литературы для всех. – СПб., 2016; 2-е изд. – 2018.
Словари и справочные издания
1. Белокурова С. П. Словарь литературоведческих терминов. – СПб., 2006.
2. Литература в школе от А до Я. 5–11 классы. Энциклопедический словарь справочник. – М.: Дрофа, 2006.
3. Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А. Н. Николюкина. – М., 2001. 4. Энциклопедический словарь для юношества. Литературоведение. От А. до Я / сост. В. И. Новиков, Е. А. Шкловский. – М., 2001.
Дополнительная литература:
1. Гуковский Г.А. Изучение литературного произведения в школе: Методологические очерки о методике. – Тула, 2000. (Глава 6)
2. Жолковский А. К. Новая и новейшая русская поэзия. – М., 2009.
3. Корман Б. О. Изучение текста художественного произведения. – М., 1972.
4. Магомедова Д. М. Филологический анализ лирического стихотворения. – М., 2004.
5. Русская новелла: Проблемы теории и истории / под ред. В. М. Марковича и В. Шмида. – СПб., 1993.
6. Шмид В. Проза как поэзия. – СПб, 1998. (Разделы о творчестве Пушкина и Чехова.)
7. Эткинд Е. Г. Проза о стихах. – М., 2001.
Псковский государственный университет:
180000, Псков, площадь Ленина, дом 2.
Телефон: +7(8112) 201-699.
Электронная почта: rector@pskgu.ru
Студенческий МФЦ:
180000, Псков, площадь Ленина, дом 2, каб. 1,
вход со стороны университетского сквера
Телефон: +7(8112) 201-696.
Электронная почта: mfc@pskgu.ru
Приемная комиссия:
180000, Псков, площадь Ленина, дом 2, каб. 1,
вход со стороны университетского сквера
Телефон +7(8112) 201-695.
Электронная почта: priem@pskgu.ru