Современные школьники должны быть аналитиками: в Пскове прошла встреча с академиком Сергеем Карповым

 28.03.2023, 16:04

Как преподавать историю? Какими должны быть современные учебники? Может ли Интернет заменить книгу и зачем читать молодому человеку? Ответы на эти и другие вопросы сегодня искали в пространстве псковской «Точки кипения».

Для преподавателей, экспертов и членов жюри заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории здесь была организована встреча с президентом исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова», доктором исторических наук, профессором, академиком Российской академии наук Сергеем Карповым. Мероприятие прошло в рамках Года педагога и наставника.

Сергей Павлович начал встречу с тезиса: «В российском образовании необходимо усилить патриотическое направление». Этот вектор обусловлен важностью воспитательной функции обучения, формирования убеждений и нравственных ориентиров молодого человека.

В связи с этим так важна роль гуманитарных предметов, причем в их междисциплинарном единстве. Сергей Карпов уверен: необходима синхронизация между историей и литературой. Нельзя изучать события 1812 года, не прочитав «Войну и мир». То же самое с географией, которая, по мнению академика, является большим подспорьем для истории.

При этом система образования должна учитывать развитие цифровизации: нельзя отставать от новых информационных технологий, не забывая, впрочем, что информация не равна знаниям. Молодые люди должны быть аналитиками: понимать, что есть разные ресурсы в Интернете, уметь отличить достоверные источники от фейков.  

Неслучайно в настоящее время ощущается острая необходимость в обновлении базы учебников: многие из них информационно избыточны или не соответствуют требованиям, в ближайшее время в них будут вноситься изменения. Например, в связи с грядущим введением нового стандарта по изучению всеобщей истории (в настоящее время он разрабатывается), выйдут в свет новые пособия по этому предмету. Кроме того, нельзя забывать о необходимости обучения школьников работе с архивными источниками, картами.

Беспокоит академика Карпова и разрыв в преподавании истории в разных регионах. Где-то есть сильная преподавательская база и идет активная подготовка олимпиадников, где-то картина не такая оптимистичная. По мнению известного ученого, в работе педагогов, в том числе с одаренными учениками, сегодня важна системность и преемственность. Учитывая все ту же цифровизацию, сегодня для этого есть все условия: школьники и студенты прекрасно ориентируются в мире онлайн-курсов и вебинаров.

Говоря о воспитании гармоничной личности, председатель ЦПМК ВсОШ по истории упомянул также о важности возвращения в современную школу навыков чистописания и, что немаловажно, культуры речи, умения говорить, представлять материал – неслучайно на олимпиаде есть устный тур. 

- Нельзя упускать из нашего внимания и музейный компонент, он должен быть включен в систему образования. Музеи - это реальное прикосновение к истории, - считает Сергей Карпов. - Надо, чтобы школьники посещали музеи своего и других регионов, Москвы и Санкт-Петербурга в том числе.

 

Встреча с академиком продолжилась общением с аудиторией. Вопросов было много. Некоторые – чисто практической направленности, например, разрабатываются ли в настоящее время атласы и хрестоматии по истории. Некоторые вопросы были, скорее, философскими: преподаватели интересовались, как спикер относится к такому предмету, как обществознание.

Педагоги также озвучили проблемы, которые возникают у них в связи с изучением истории XX и XXI века. Сергей Карпов предложил по итогам научно-методических мероприятий в Пскове выработать единый документ, в котором были бы сформулированы болевые точки преподавания истории.  

В настоящее время идет перестройка системы образования. «Я против большой ломки», - настаивает профессор. Причина проста: учителя устали от постоянных изменений. По мнению Сергея Карпова, надо не парадигму менять, а насыщать систему новыми компонентами, иначе выстраивать ее, обеспечивая связку среднего и высшего образования.




Псковский государственный университет:

180000, Псков, площадь Ленина, дом 2.
Телефон: +7(8112) 201-699.
Электронная почта: rector@pskgu.ru

Студенческий МФЦ:

180000, Псков, площадь Ленина, дом 2, каб. 1,
вход со стороны университетского сквера
Телефон: +7(8112) 201-696.
Электронная почта: mfc@pskgu.ru

Приемная комиссия:

180000, Псков, площадь Ленина, дом 2, каб. 1,
вход со стороны университетского сквера
Телефон +7(8112) 201-695.
Электронная почта: priem@pskgu.ru

Хочу поступить!