Цветный праздник: как псковичи отмечали Ивана Купалу

 07.07.2022, 10:53

Загадочные обряды, поиск цветущего папоротника и перепрыгивание через костер – с яркими обычаями и традициями Ивана Купалы, который отмечается сегодня, знакомы многие. А вот о том, что скрывается за внешними приметами праздника и какие традиции связаны с ним в Псковской области, известно меньше.

Почему этот праздник считался женским, зачем в купальскую ночь девушки плели венки и не пришла ли пора «выкинуть хлам из дома и старых позвать друзей» - об этом и многом другом будущий журналист, магистрант ПсковГУ Егор Ветчинкин поговорил с руководителем фольклорного ансамбля «Плескава», сотрудником отдела «Музейный образовательный центр» Псковского музея-заповедника Евгенией Буйко.

От святок до Купалы

- Евгения Николаевна, какой смысл наши предки вкладывали в праздник Ивана Купалы?

- Это один из важнейших праздников славянского календаря, который отмечается  24 июня по старому стилю, либо 7 июля по новому. Он объединил в себе элементы язычества, где ассоциируется, прежде всего, с днём летнего солнцестояния, и традиций христианской культуры, в которой связан с рождеством Иоанна Предтечи (Иоанна Крестителя).

Любые пиковые моменты в природе, связанные с поворотом солнца, будь то поворот от зимы на лето, либо наоборот от лета к зиме, — это пограничные моменты, в которые приоткрываются границы между миром живых и мёртвых. Это очень удобное время для общения с нашими предками: можно попросить их о защите, о помощи, но при этом в это время надо соблюдать определённые ритуальные запреты, чтобы не навредить тем духам, которые присутствуют на земле. Именно они помогают нам обеспечить плодородие в широком понимании этого слова: плодородие не только земли и скота, но благополучие всего крестьянского хозяйства.

Период короткого светового дня, когда происходит поворот от зимы на лето, связан у нас со святками, но условно, потому что в действительности это целый комплекс обрядов, который растягивается от святок до масленицы. Как мы помним, на масленицу мы провожаем зиму. Так же и Иван Купала — это праздник, который существует не самостоятельно в аграрном календаре, а включает целый цикл обрядовых действ.

- Эти два праздника чем-то перекликаются?

- Да, комплекс обрядовых действий соотносим с зимним периодом. У нас также есть представление о некоем мифологическом персонаже, которого мы встречаем: если там мы встречали весну, то здесь - лето.

Сегодня эти традиции соблюдаются и православными. Например, на Троицу в храмах можно увидеть живую зелень, обычно веточки березы. Крестьяне раньше также украшали свое жилище молодой зеленью. Могли даже срубать и вкапывать около ворот целые деревья. Вокруг окон помещали веточки берёз – в южных районах Псковской области их называли «май» или «маины». С этими же веточками на Троицу посещали кладбище и оставляли их на могилах. Экспедиционные записи свидетельствуют о том, что крестьяне делали это не случайно. Считалось, что на этой молодой растительности колышутся души пришедших предков.

Сквозь огонь и воду

- Какие традиции празднования Ивана Купалы были распространены в Псковской области?

- Купала — это период, связанный с двумя стихиями: огня и воды. Именно с этими двумя стихиями связан обрядовый комплекс и обережная магия, направленные прежде всего на обеспечение плодородия.

Я думаю, вы неоднократно слышали о традициях прыгать через обрядовый костёр. А зачем это делают? Сейчас уже это, скорее, просто дань моде, интересно, захватывающе, а раньше это совершалось именно для очищения, считалось, что человек, прыгнувший через костер, обретает защиту своих предков, а огонь выступает в роли его щита. Очистительной силой обладала и вода, которая считалась своего рода оберегом. И прыжки через огонь, и омовение совершалось обычно вечером накануне Ивана Купалы, либо ночью.

Также в этот период был очень развит растительный код. Это был апогей цветения, когда вся растительность входит в свой самый сочный период. Недаром, кстати, Иван Купала называется Цветным. Это название, которое встречается в Псковской области. Здесь слово «цветный» употребляется не в значении «оттенок, тон», а именно как «цветение».

Учитывая плодородный потенциал растительности и её наибольшую энергетику в это время, наши предки использовали травы в качестве оберегов. Самая известная традиция — это плетение венков. Считалось, что травы, собранные утром или же в Купальскую ночь, обладают лечебными свойствами. На эту тему есть даже песня в деревне Дашково Себежского района:

 

Иван, Иван, старой дед,

Иван ходить по горы,

Он сбирает кореннё

По белова каменьё

 

Также считалось, что веники, которые заготавливались в этот день, обладали целебными силами. Их использовали в бане, когда парили больных людей.  Также при их помощи отводили грозу: когда надвигалась туча, на угольки посыпали высохшую купальскую траву, дым от неё шел в трубу и таким образом отворачивали стихию обратно.

На Ивана Купала можно было гадать, спросить о своем будущем. Собирали траву «богатка», затыкали её за потолочину и смотрели наутро: если цветы распустились, значит, жизнь будет полной, хорошей, все будут здоровы. А если завяли - хозяина ждут разные несчастья.

- Как и почему менялись эти традиции с течением веков?

- Отношение к аграрным праздникам изменилось с механизацией крестьянского труда, сейчас общение с землёй и ручная обработка земли минимизированы. По сути, все эти обряды утратили свою актуальность, и даже если сейчас какие-то обряды и совершаются, то по большей части это уже переходит в разряд сугубо эстетической сферы. Так делают, потому что это зрелищно, потому что это модно, потому что люди хотят ощутить сопричастность с предками. Но это уже не имеет того сакрального смысла и утилитарного смысла, которым обладал праздник ранее.

В прошлом купальский костёр разжигали с помощью живого огня, трением дерева о дерево и считалось, что именно этот огонь обладает особой силой. В советское время, конечно никто уже не добывал огонь трением, использовали обычные спички.

Для обрядового костра собирали весь старый хлам, ненужные вещи. Это тоже очень символично, потому что на протяжении календарного круга есть несколько моментов, связанных с прощанием с мифологическими персонажами. Например, в масленичный костер бросали все старое, провожая уходящую зиму, в купальский костер также выбрасывали всякий ненужный хлам, провожая лето.

Раньше как на Масленицу, так и на Ивана Купала обрядовый костер включал в себя сжигание колеса. Колесо — это древний символ солнца. Сжигая этот предмет, мы прощаемся с тем календарным периодом, который уходит. В советские времена тоже жгли колеса.

- Покрышки?

- Да, покрышки! Я застала это в Невельском районе. У нас это называлось «палить катки». Старые покрышки не выбрасывали, а копили к кострам масленичным и купальским.

- Технологии приспосабливаются к празднику?

- С точки зрения смысла наполнение остается прежним. Мы избавляемся от старых вещей, покрышек: не новые, а старые жжём!

- Этот обычай присущ именно Псковской области?

- Сжигание покрышек, о котором я упомянула, характерно не только для Псковской области. Купальские ритуалы развиты в Белоруссии, в некоторых районах Украины. Это некая такая территория, в которой очень много одинаковых элементов, составляющих этого праздника. Например, до сих пор в некоторых деревнях псковских сохраняется обычай накануне Ивана Купала вечером развешивать по дверным ручкам, воротам, входам в хозяйственные постройки, в жилые помещения репейник или крапиву. Это делали, чтобы защититься от духов, ведьм и колдунов, которые использовали эту ночь для причинения максимального вреда. Так делают и в Беларуси тоже.

Женский коллектив

- Вы или ансамбль, которым вы руководите, отмечаете этот праздник?

- Наш ансамбль сдаёт сессию (смеётся – от ред.). В Пскове обычно празднования не принимают масштаба большого городского гуляния, всё проходит довольно камерно возле Дома ремёсел. Либо в Детском парке поют купальские песни и водят хороводы. Иногда празднуют в Финском парке, пускают веночки по воде.

- Слышал, что по традиции, в ночь на Ивана Купала все женщины должны были выходить наружу, оставаться дома считалось позором. Так ли это?

- Действительно, так и было. Это даже отражается в песенных сюжетах, например,  на юге Псковской области есть песня «Ах вы девки-раздурёнки».

 

Ах вы, девки-раздуренки,

Собирайтесь на Купальню,

На Купальню, на гулянье!

Молодушкам воли нету:

Пайду свекра попрошуся,

У свякровки покланюся,

У дявички боты вычащу,

У заловки косы запляту,

Свайво ж милого поцалую,

Пока ж я млада собралася,

Вся Купальня разошлася.

 

- Женщин стыдили тем, что они должны выйти на улицу, а у мужчин были какие-то обязанности в этот праздник?

- Изначально этот праздник всё-таки был женский. Считалось, что все представительницы женского пола должны максимально «насытить» этот праздник. Девушки собирались и пели купальские песни, в нашей области довольно много уникальных песен. Кстати, что касается музыкального кода праздника, то у каждого региона он свой.

В советские времена уже определённый круг обязанностей был передан мужчинам. К примеру, мужчины собирали обрядовый костер: пригоняли покрышки, ставили высокий шест для костра и так далее.




Псковский государственный университет:

180000, Псков, площадь Ленина, дом 2.
Телефон: +7(8112) 201-699.
Электронная почта: rector@pskgu.ru

Студенческий МФЦ:

180000, Псков, площадь Ленина, дом 2, каб. 1,
вход со стороны университетского сквера
Телефон: +7(8112) 201-696.
Электронная почта: mfc@pskgu.ru

Приемная комиссия:

180000, Псков, площадь Ленина, дом 2, каб. 1,
вход со стороны университетского сквера
Телефон +7(8112) 201-695.
Электронная почта: priem@pskgu.ru

Хочу поступить!