Англоязычная среда вуза: ПсковГУ разрабатывает модуль по развитию языковой компетенции студентов

 09.11.2021, 14:54


Современный мир стремительно меняется: развиваются цифровые технологии, внедряются новые методы работы, а значит, появляются новые профессии и запросы у работодателей. В этой ситуации образование не может оставаться прежним и руководствоваться исключительно привычными, традиционными методами обучения. Псковский государственный университет, как и многие другие российские вузы не стоит на месте и находит новые инструменты для повышения уровня подготовки кадров. В числе таких инструментов – обучающий модуль по развитию языковой коммуникации. В чем его специфика и какие возможности он открывает перед студентами вуза, рассказала проректор по учебной работе и международной деятельности ПсковГУ Ольга Серова.

 


– Ольга Александровна, модуль по развитию языковой коммуникация вводится для того, чтобы каждый студент нашего университета мог свободно разговаривать на английском языке. Расскажите, как и для чего он будет внедряться в образовательные программы вуза?


Сейчас разрабатывается концепция этого модуля. До конца этого года мы уже будем точно представлять, как он будет реализован с позиции учебных планов и содержания тех образовательных программ, которые уже есть. Реализация модуля начнется 1 сентября следующего года. 

На сегодняшний день английский язык является языком общения и деловых коммуникаций. Традиционно в учебных планах много часов выделялось для занятия английским языком, однако мы все равно говорим о том, что студенты, выходя из стен университета, не знают его. Здесь важно понимать, что мы вкладываем в смысл слова «знают». Речь идет не о переводе текста с помощью словаря, а о возможности общения, снятии страхов, барьеров перед тем, что ты должен просто говорить на этом языке. С учетом того, что мы живем на приграничной территории, для нас этот вызов должен быть определяющим.

Концепция на сегодняшний день предполагает изменение методики преподавания языка, направленность на формирование речевых компетенций, возможность поддержания беседы, разговора. Стоит понимать, что если подготовка по этим направлениям будет вестись только в рамках занятий по английскому языку, а на всех других дисциплинах не будет потом оттачиваться навык работы с языком, то смысл такой деятельности утрачивается. Студенты не видят большой потребности в поддержании уровня языка, даже если на первом курсе он у них успешно сформировался.

Концепция также предполагает реализацию масштабной программы повышения квалификации преподавательского состава, причем по всем направлениям. Как руководитель магистерской программы, я должна владеть компетенциями в этом направлении, чтобы, допустим, часть дисциплин своей программы, практику, подготовку ВКР либо проведение научных семинаров осуществлять с использованием англоязычных источников. Знание языка понадобится также при организации проектной деятельности студентов с участием работодателей-представителей иностранных компаний.

Таким образом, студент будет знать, что, помимо того, что ему необходимо будет сдать конкретную дисциплину, он должен будет защитить проект или подготовить статью на английском языке, что часть выпускной работы или магистерской диссертации необходимо будет изложить на английском языке.


В дальнейшем мы планируем, что реализация модуля, как и концепция, будет также включать использование англоязычных онлайн-курсов. Сегодняшняя среда, та же Courcera, дает возможность студенту, не покидая Псков, пройти обучающие курсы в Кембридже, Стэнфорде. Он получит новые актуальные знания, для этого понадобится только одно – знать язык.
Концепция модуля имеет краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные цели. В целом, она направлена на формирование новой англоязычной среды в вузе. На базе факультета русской филологии и иностранных языков) в вузе создана рабочая группа, в которую вошла большая часть нашего профессорского состава, в том числе старший преподаватель кафедры иностранных языков для нелингвистических направлений, кандидат педагогических наук Ирина Николаевна Коренецкая и декан факультета Светлана Николаевна Воднева.


– Какой уровень владения английским потребуется от студентов университета?


Хотелось бы, чтобы абитуриенты имели уровень знаний в этой области, подтвержденный сертификатом, который признается иностранными компаниями, вузами, профессиональным сообществом. Чем лучше абитуриент изначально подготовлен, тем это для нас предпочтительнее.


Здесь, наверное, самое главное – определение того минимума, который необходим для студентов в рамках нашей новой концепции. Кроме того, важно продумать те механизмы и возможности, которые позволят мотивированным студентам улучшать владение иностранным языком, сдать экзамены на получение того или иного сертификата и по окончанию университета иметь подтверждение того, что уровень их знаний действительно соответствует всем международным стандартам. Понятно, что это будет дифференцированная история, но тем не менее возможности открываются для всех. Какой уровень возьмет тот или иной студент – будет его личная заслуга.


– Речь идет об определенном количестве дисциплин, которые будут преподаваться на английском языке?


В будущем, скорее всего, да. Пока в рамках тестового формата мы обучаем только студентов первого курса. Такой тип работы предстоит им на протяжении всех лет обучения.


- Как будет организована работа с преподавателями в рамках данного модуля?


Для преподавателей, которые ведут занятие на английском языке, увеличивается стоимость часа, то есть имеется определенная мотивация.
Сейчас отдельно в рамках программы «Приоритет - 2030» мы разрабатываем концепцию дифференцированного подхода к преподавательскому составу. Если педагог, например, разрабатывает курс на английском языке, вносит туда большое количество интересных, сложных, инновационных инструментов, либо разрабатывает онлайн-курс, это должно иметь отражение не только в текущей выплате, но и в дальнейшем способствовать уменьшению его часовой нагрузки с сохранением уровневой зарплаты. При этом освободится время для того, чтобы практиковать, писать статьи, реализовывать проекты, участвовать в грантах.


Кроме того, знание английского языка позволит преподавателям участвовать в международных конференциях. Несомненно, знание языка расширяет возможности для любого преподавателя и научного работника. В наши дни очень важно следить за тем, что появляется в зарубежной печати, науке, быть на острие проблем. В этих условиях отсутствия компетенций по владению иностранным языком может стать ощутимым минусом для твоего профессионального статуса.




Псковский государственный университет:

180000, Псков, площадь Ленина, дом 2.
Телефон: +7(8112) 201-699.
Электронная почта: rector@pskgu.ru

Студенческий МФЦ:

180000, Псков, площадь Ленина, дом 2, каб. 1,
вход со стороны университетского сквера
Телефон: +7(8112) 201-696.
Электронная почта: mfc@pskgu.ru

Приемная комиссия:

180000, Псков, площадь Ленина, дом 2, каб. 1,
вход со стороны университетского сквера
Телефон +7(8112) 201-695.
Электронная почта: priem@pskgu.ru

Хочу поступить!