22.11.2024, 13:50
В Псковском государственном университете завершились учебно-тренировочные сборы по подготовке к муниципальному этапу Всероссийской олимпиады школьников по литературе.
Участниками программы стали 23 учащихся и 9 педагогов из Псковской и Мурманской областей. Ребят на программе ждали лекции, практикумы, индивидуальные консультации по темам, связанным с различными аспектами литературоведения. Кроме того, одной из важных задач проекта стало повышение квалификации учителей школ, студентов и магистрантов, осуществляющих олимпиадную подготовку.
В течение недели ребята работали в различных форматах: анализировали автографы Александра Сергеевича, а затем следили, как развивается пушкинская мысль, обсуждали экранизации фрагментов спектаклей, слушали лекции по динамике культуры, решали творческие задания в группах, практиковали медленное чтение, где по предложению разбирали целый текст.
– Моей задачей было показать, как можно преподавать литературу по-настоящему, - рассказала профессор кафедры филологии, коммуникаций и русского языка как иностранного, куратор проекта Илона Мотеюнайте. – Мы строили программу так, чтобы представить ребятам альтернативу школьному преподаванию. В первый день во время рефлексии дети признались, что до этого всегда работали в одиночку, а здесь им удалось почувствовать себя частью группы и пообщаться с единомышленниками.
По словам Илоны Мотеюнайте, использование разных форматов в обучении дало нужный результат – ребята стали говорить о текстах.
– В начале все говорили о себе, о своем эмоциональном комфорте, а погрузившись в него, в эту особенную атмосферу, они стали говорить о смысле и содержании текста, перешли в чисто интеллектуальную деятельность и ведут настоящий диалог. Это для меня очень важно, - подчеркнула профессор.
По мнению преподавателя Мурманского международного лицея Софьи Мясниковой, самым интересным заданием для ребят стало создание картинки из символов – отсылка к творчеству авторов Серебряного века.
– Также в формате викторины мы с ребятами отгадывали по декорациям и театральным костюмам литературное произведение, - рассказала педагог. - Видно, что школьники заинтересованы в литературе не только как в предмете, но и как в образе мышления. И я думаю, что многие не просто занимаются олимпиадной работой, но выбирают литературу как свою профессиональную деятельность.
Магистрантка ПсковГУ Ева Козлова рассказала, что первое же занятие-практикум, рассматривающее литературу как медиа, вызвало сильный эмоциональный отклик у школьников, до этого незнакомых между собой, и оставило позитивные впечатления от командной работы и нового для них материала.
– Всю неделю с ребятами из Мурманска и Псковской области занимались члены регионального и заключительного этапов олимпиады. Участники рассмотрели широкий спектр тем: от обрядовой культуры до декаданса и неконвенционной поэзии, - добавила Ева Козлова. - Каждый из лекторов представлял разные области литературы, продолжая и дополняя коллег. Такой интенсивный «марафон литературной практики» – редкая возможность, и мы рады, что ребята приняли активное участие.
Восьмиклассница Любовь Морозова из Мурманска поделилась, что о сборах ей рассказали участники прошлого года, поэтому она решила присоединиться к занятиям.
– Мне показалось, что это будет замечательной подготовкой к олимпиаде, на которую я настроена, - добавила школьница. – Здесь я узнала много нового о различных направлениях литературы, о том, как строится сама структура задания и в целом обогатила свой кругозор.
Любовь к литературе девушке привила с детства ее мама, поэтому уже не первый год восьмиклассница участвует в различных мероприятиях и олимпиадах по этому предмету.
Углубить свои знания и подготовиться к региональному этапу олимпиады пришла также участница апрельских сборов, десятиклассница из Пскова Мария Соскова.
По словам девушки, на занятиях в ПсковГУ она познакомилась со многими источниками, которые помогут подготовиться к олимпиадному этапу. Мария добавила, что литература занимает важное место в ее жизни и служит инструментом для культурного обогащения и самосовершенствования.
Анастасия Созина из Гдова с детства любит книги, поэтому каждый вечер проводит за чтением.
– Я уже на протяжении нескольких лет участвую в перечневых олимпиадах по литературе, - отметила школьница. – Такие сборы очень помогают углубить свои знания. За эту неделю мне удалось многое для себя почерпнуть, и я уверена, что этот опыт поможет мне и на олимпиадах, и на ЕГЭ по литературе, так как я планирую поступать на филологическое направление.
Все участники сборов получили сертификаты организаторов мероприятия – Научно-образовательный центр олимпиадного движения СЗФО в ПсковГУ.
Напомним, Центр создан на основе сетевого взаимодействия с центрами олимпиадной подготовки и университетами Северо-Западного федерального округа. Структура сформирована в рамках реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030», инициированной Министерством науки и высшего образования РФ.
ПсковГУ является методическим центром олимпиадной подготовки талантливых школьников, площадкой-координатором проведения тематических смен для школьников и педагогов региона. Специалистами вуза разработаны единые методические подходы по отбору и сопровождению талантливых детей, организовано систематическое проведение программ повышения квалификации педагогов-предметников и тематических смен, привлечено более 100 общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования регионов РФ, в том числе более 500 школьников и преподавателей, исполнительные органы в сфере образования из более чем 75 регионов РФ.
Псковский государственный университет:
180000, Псков, площадь Ленина, дом 2.
Телефон: +7(8112) 201-699.
Электронная почта: rector@pskgu.ru
Студенческий МФЦ:
180000, Псков, площадь Ленина, дом 2, каб. 1,
вход со стороны университетского сквера
Телефон: +7(8112) 201-696.
Электронная почта: mfc@pskgu.ru
Приемная комиссия:
180000, Псков, площадь Ленина, дом 2, каб. 1,
вход со стороны университетского сквера
Телефон +7(8112) 201-695.
Электронная почта: priem@pskgu.ru