21.10.2022, 09:47
«Однажды я случайно попала на олимпиаду по истории и решила, что история - это то, чем мне нужно заниматься в своей жизни», - рассказывает Устинья Мартинкевич. Девушка учится в 11 классе гимназии имени Софьи Ковалевской, что в Великих Луках.
В будущем она мечтает связать свою жизнь с преподаванием и заниматься историко-лингвистическим анализом текстов, а пока вместе с другими школьниками приехала в Псковский государственный университет на учебно-тренировочные сборы, которые проводятся в вузе в рамках реализации проекта «Предуниверсарий» программы развития «Приоритет 2030» с целью подготовки ребят к муниципальному и региональному этапам Всероссийской олимпиады по истории.
По мнению Устиньи, такие занятия интересны своей атмосферой: это не обычные школьные уроки, а встречи, которые помогают систематизировать знания и получить ответы на любые вопросы.
Сборы проводятся на базе ПсковГУ уже в третий раз. Первые занятия проходили в июне и августе. Теперь около 20 школьников из Пскова, Псковской, Калининградской, Вологодской, Кировской областей вновь приехали в университет для того, чтобы продолжить учебу. Занятия проводятся бесплатно, главный критерий участия - увлеченность историей и олимпиадным движением. Впрочем, интересны эти встречи и тем ребятам, кто хочет улучшить свои знания, чтобы подготовиться к ЕГЭ, и тем, кто стремится расширить свой кругозор - что называется, для общего развития.
Например, десятиклассница Псковской инженерно-лингвистической гимназии Анастасия Царева увлекается химией и биологией. Летом она и не предполагала, что история настолько заинтересует ее, что она продолжит заниматься этим предметом. Девушка говорит, что ее привлекла сама среда, климат занятий: преподаватели активно идут на контакт и помогают наработать аналитические навыки, которые полезны в принципе, не только для изучения истории. Кстати, по истории у Насти пятерка, но, по ее словам, олимпиада и подготовка к ней - совсем другое. Здесь надо читать что-то дополнительно, размышлять, вспоминать то, что давно пройдено.
- Олимпиада - это новые знания, - объясняет школьница. - Даже если ты пришел только для участия, ты уже получил знания. Например, в заданиях я увидела цитаты - поняла, чьи труды можно почитать. Или, например, в прошлом году на областном этапе в заданиях была представлена переписка по поводу приобретения Российской империей колоний в Южной Америке. Я не знала такого факта. Заинтересовалась, начала искать информацию.
У семиклассника Семена Яковлева из Кировской области – другая история. В прошлом году выиграл в региональной олимпиаде, обогнав соперников, которые учатся в 9 классе. Школьник не представляет своей жизни без истории.
- В пять лет я учился читать по книге воспоминаний Георгия Жукова, - говорит Семен. - А дальше интерес к истории постепенно развивался. Спасибо моей учительнице Ольге Николаевне Одеговой. Она развивала во мне интерес к истории сначала по брошюрам о Кутузове, Суворове, затем я стал читать больше.
На занятиях в вузе под руководством опытных преподавателей ребята выясняют типологию заданий и отличительные черты олимпиадных задач, анализируют и решают задания прошлых лет разного уровня сложности, работают с разными видами источников - с картами, статистикой, иллюстрациями, текстами, пишут репетиционные туры. Даже ходят на учебные экскурсии. Чтобы получить представление о средневековой архитектуре, они познакомились с теорией, разобрали задания прошлых лет, а затем отправились на прогулку по Пскову с искусствоведом, специалистом по архитектуре и искусству ХХ века, заведующей отделом популяризации архитектуры Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева Ксенией Смирновой: посмотрели на памятники и попытались провести датировку.
- Подготовка к олимпиаде должна носить системный характер, - уверена ответственный секретарь жюри центральной предметно-методической комиссии Всероссийской олимпиады школьников по истории Анна Талызина. - Речь не идет о двухдневных курсах или обычных уроках. Нормальная подготовка ведется в течение всего учебного года и предполагает индивидуальную траекторию обучения. Мы начали в июне, между сборами в сентябре-начале октября проводили онлайн-занятия.
По словам Анны Талызиной, в качестве преподавателей на сборы привлекаются члены Центральной предметно-методической комиссии Всероссийской олимпиады школьников. В этот раз занятия для ребят проводил победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2015» и Всероссийского конкурса «Педагогический дебют – 2016», учитель истории школы №127 Санкт-Петербурга Олег Катренко.
- Семинар интересен, прежде всего, аудиторией - мотивированной, целеустремленной, - говорит педагог. - Внутренний неподдельный интерес к тому или иному предмету есть у единиц, его невозможно сформировать. Здесь собраны те дети, которые имеют внутреннюю мотивацию к изучению истории. Они знают, зачем и почему им это нужно, и в каждом индивидуальном случае это свой интересный ответ.
По мнению учителя, в регионах сейчас формируется система работы с олимпиадниками. Каждая область, край выбирают разные пути: одни прибегают к существенной материальной подоплеке, другие - рассчитывают на энтузиазм определенных людей. В любом случае: олимпиада - это не количество школьников-участников, а качество их подготовки. Этим в Псковской области как раз и начали заниматься. Тем более что талантливых школьников в регионе много.
Гордей Квасов - девятиклассник ПИЛГа. Историей он увлекся еще в 1 классе - тогда впервые прочитал «Историю России для детей» Александры Ишимовой. До сих пор, даже когда выполняет задания по олимпиаде, вспоминает образы из этой книги - слова, предложения, изображения. Гордей планирует стать юристом, но он уверен: история ему пригодится, так как в ее основе лежит умение анализировать и сопоставлять данные. Без этого современный юрист как без рук!
Десятиклассник Максим Мойский учится в псковском Естественно-математическом лицее №20. Занимается в Олимпиадном центре - увлекается географией. Но уже в 6 классе заинтересовался историей, начал участвовать в конкурсах. Узнав о возможности обучения в университете, сразу согласился: как можно пропустить лекции столичных преподавателей?
- В июне на одной из лекций нам рассказывали, что есть история романтическая и прагматическая - мне кажется, сейчас я держусь на романтике, на том, что мне просто нравится история, - признается Максим. - В плане олимпиадном у меня нет цели дойти до высот, но, конечно я буду участвовать, в первую очередь, для того, чтобы встретиться с какими-то необычными, экстраординарными творческими заданиями и попробовать свои силы.
На учебно-тренировочные сборы приезжают не только ученики, но и школьные педагоги. Ашот Данильян - учитель истории Опочецкой гимназии им.А.Д.Петрова. Один из его учеников активно участвует в олимпиадах, но в какой-то момент стало понятно, что мальчику не хватает навыков работы с историческим источником, системности в знаниях.
- Учитель часто загружен текущими делами, времени и сил не хватает на то, чтобы подготовить детей, которые интересуются предметом углубленно, - делится Ашот Владимирович. - Эти сборы позволяют привезти сюда тех ребят, которые увлекаются историей. Здесь с ними системно, методично работают. Хочется отметить два аспекта. Первый - психологический. Здесь очень комфортно. Педагоги создают атмосферу, когда ребенка не поучают, а он на равных может общаться с выступающим. Даже если он где-то ошибается, его наводящими вопросами аккуратно выводят на траекторию, где он сам правильно делает выводы. Второй фактор - профессионализм людей, которые аналитично, системно, глубоко работают с нашими детьми. Это позволяет ребенку выработать навык самостоятельной работы. Когда такого ребенка ставишь на крыло, потом он сам расправляет крылья и летит. Все не зря!
По мнению учителя, важно, что к подготовке олимпиадников в Псковской области активно подключился университет.
- На уровне муниципалитетов мы выявляем талантливых детей и приводим сюда, где они попадают в заботливые умелые руки преподавателей, - объясняет Ашот Данильян. - Это большой бонус и для учителя - он находится в тонусе, и тем более для ребенка: он оказывается среди себе подобных, может общаться, говорить о том, что его интересует.
Впереди у ребят новые задания и новые шаги на пути к тому, о чем они мечтают. Устинья Мартинкевич учит древнерусский язык и пытается переводить тексты древних летописей. Максим Мойский хочет стать урбанистом и изучает историю глубже, чтобы понимать, как город был устроен раньше, и исходя из этого создавать новое будущее. Семен Яковлев планирует поступать на истфак МГУ.
«Здесь у нас все звезды!» - с гордостью говорит Олег Катренко. Его мнение поддерживает и Анна Талызина. Занятия с талантливыми школьниками продолжатся на площадке вуза и зимой: в январе будущего года планируется проведение регионального этапа Всероссийской олимпиады по истории.
Псковский государственный университет:
180000, Псков, площадь Ленина, дом 2.
Телефон: +7(8112) 201-699.
Электронная почта: rector@pskgu.ru
Студенческий МФЦ:
180000, Псков, площадь Ленина, дом 2, каб. 1,
вход со стороны университетского сквера
Телефон: +7(8112) 201-696.
Электронная почта: mfc@pskgu.ru
Приемная комиссия:
180000, Псков, площадь Ленина, дом 2, каб. 1,
вход со стороны университетского сквера
Телефон +7(8112) 201-695.
Электронная почта: priem@pskgu.ru