Addressing Inertia and Isolation in Teaching and Studying Global Environmental Change in Belarus, Russia and Ukraine

Версия для печати

Authors

Anton Shkaruba (Estonian University of Life Sciences, Tartu, Estonia, anton.shkaruba@emu.ee)
Ruben Zondervan (Stakeholder Forum for a Sustainable Future, Utrecht, the Netherlands, contact@rz-rmc.biz)
Olga Likhacheva (Pskov State University, Pskov, Russia, olga.lich@mail.ru)
Hanna Skryhan (Belarusian-Russian University, Mahilioŭ, Belarus, skrigan_anna@tut.by)

Abstract

It is typical for the region of the former USSR that universities and research centres have decent expertise in mono-disciplinary research while multi- and transdisciplinary studies are not yet well developed, even if adopting research agendas across a broader range of disciplines appears to be a clear way for higher policy relevance or a gainful publication strategy. This observation is the main rational behind this overview taking stock of the problem. The objective of this paper is to identify drivers and route causes of the problem, and to outline directions for possible solutions.

Our findings demonstrate that poor performance of research communities in Belarus, Russia and Ukraine often has to do with structural issues, such as resilient institutional legacies of the past either from the USSR epoch or the shocking socio-economic transition of the 1990s; these legacies are enhanced by low financial allocation to research and higher education, as well as top-down and paperwork-intensive management of the academia by the state. There are no simple solutions to this situation. The Bologna process potentially provides solutions to some problems, e.g. it provides for university autonomy, calls for internationally recognizable qualification frameworks (or at least for one compatible with established practices in the European Higher Education Area) and supports academic mobility. However, its implementation in the region, especially in Belarus and Russia, is problematic. EU capacity building and academic mobility support plays an important role, and at the moment represent the most serious attempt to alleviate the situation.

Key words: global environmental change, curriculum development, higher education reform, European Higher Education Area, multidisciplinarity, transdisciplinarity, research policy, higher education policy, Belarus, Russia, Ukraine.

***

Инерция и иоляция в преподавании и изучении проблем глобального изменения окружающей среды в высшем образовании в Беларуси, России и Украине

В странах бывшего СССР университеты и исследовательские центры имеют значительный опыт монодисциплинарных исследований, в то время как многопрофильные и трансдисциплинарные исследования получили менее широкое распространение. Это наблюдается даже в тех случаях, когда реализация исследовательских программ, затрагивающих расширенный спектр дисциплин, представляется перспективной с точки зрения повышения общественной значимости исследований или их успешного опубликования. Данное наблюдение побудило нас составить настоящий обзор.

Публикация основана на данных, собранных авторами в ходе реализации ряда проектов, охватывающих междисциплинарные аспекты наук об окружающей среде, включая инвентаризационные/аналитические исследования, координацию проектов по наращиванию и укреплению потенциала высшего образования, руководство более чем 10-ю летними школами и координирование научно-образовательной сети, которая объединяла молодых ученых из Беларуси, России и Украины. Целью исследования является выявление движущих сил и основных причин низкой представленности мульдисциплинарных исследований в области наук об окружающей среде на пространстве бывшего СССР, а также определение направлений для возможных решений.

Результаты исследования показывают, что низкие показатели, демонстрируемые исследовательскими сообществами в Беларуси, России и Украине наиболее часто связаны со структурными проблемами, такими как устойчивое институциональное наследие прошлого, (СССР либо 1990-х годов). Это наследие усугубляется низким уровнем финансирования науки и высшего образования, а также жесткой и иерархичной системой государственного управления высшим образованием, требующей избыточно-интенсивного документооборота. Простых решений для выхода из сложившейся ситуации не существует. Болонский процесс потенциально обеспечивает решение некоторых проблем, например, он предусматривает университетскую автономию, призывает к соответствию международно-признанным квалификационным рамкам, поддерживает академическую мобильность. Однако, его реализация в регионе, особенно в Беларуси и России, проблематична. Программы ЕС по развитию компетенций и наращиванию потенциала, а также поддержка академической мобильности играют важную роль и в настоящее время представляют собой наиболее успешную попытку улучшения ситуации.

Ключевые слова: глобальные изменения в окружающей среде, разработка учебных программ, реформа высшего образования, европейское пространство высшего образования, междисциплинарность, трансдисциплинарность, исследовательская политика, политика высшего образования, Беларусь, Россия, Украина.

______________

Shkaruba, A., Zondervan, R., Likhacheva, O., Skryhan, A. Addressing inertia and isolation in teaching and studying global environmental change in Belarus, Russia and Ukraine. Pskov Journal of Regional Studies. 2020. 1(41). Pp. 102-114. DOI:10.37490/S221979310008539-5




Псковский государственный университет:

180000, Псков, площадь Ленина, дом 2.
Телефон: +7(8112) 201-699.
Электронная почта: rector@pskgu.ru

Студенческий МФЦ:

180000, Псков, площадь Ленина, дом 2, каб. 1,
вход со стороны университетского сквера
Телефон: +7(8112) 201-696.
Электронная почта: mfc@pskgu.ru

Приемная комиссия:

180000, Псков, площадь Ленина, дом 2, каб. 1,
вход со стороны университетского сквера
Телефон +7(8112) 201-695.
Электронная почта: priem@pskgu.ru

Хочу поступить!