ПсковГУ
Приоритет 2030
Программа развития ФГБОУ ВО «Псковский государственный университет» на период 2021-2030 гг.
Текущее состояние и результаты развития университета с 2010 по 2020 год. Целевая модель и ее ключевые характеристики
Ключевые характеристики целевой модели развития
Ключевые характеристики целевой модели развития
Версия для печати
Концепцией приграничного сотрудничества в Российской Федерации закрепляются широкий спектр целей, в том числе по созданию условий, способствующих прекращению оттока населения с приграничной территории Российской Федерации и развитию человеческого капитала в регионе, и по содействию социальному и экономическому развитию приоритетных геостратегических территорий Российской Федерации в соответствии со Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, а также укреплению приграничного сотрудничества таких территорий с сопредельными государствами. Стратегия национальной безопасности РФ закрепляет национальные приоритеты в сфере сбережения народа России и развития человеческого потенциала, информационной безопасности, научно-технологического развития, защиты традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти, стратегической стабильности и взаимовыгодного международного сотрудничества. Стратегией социально-экономического развития Псковской области до 2035 года закреплен приоритет развития приграничного международного сотрудничества.
С учетом внешних вызовов и приоритетов ПсковГУ реализует модель сетевого университета на северо-западном приграничье и, учитывая задачи Университетского консорциума «Рубежи России», выбрал роль агента «мягкой силы» на сопредельной территории Северо-Запада и видит себя университетом–форпостом северо-западной территории России, интегрированным с ведущими российскими и зарубежными образовательными и исследовательскими центрами, обеспечивающим трансграничную востребованность своих выпускников.
Стратегические приоритеты определяют следующий комплекс задач программы развития:
- Сформировать кадровые ресурсы и обеспечить их методическое сопровождение для повышения качества школьного образования в регионе.
- Создать открытую для сопредельных государств систему отбора иностранных абитуриентов с тиражированием лучших практик через государственные программы и федеральные проекты в области поиска и сопровождения талантливых и активных детей и молодежи.
- Реализовать портфель сетевых образовательных программ бакалавриата с включением обязательных модулей, отражающих уникальные компетенции выпускника ПсковГУ (математические, коммуникационные с обязательным владением английским языком) и программы магистратуры и аспирантуры под адресный заказ приграничной территории совместно с ведущими вузами Российской Федерации и сопредельных государств.
- Реализовать национальную научную повестку в международных исследованиях программ Союзного государства и Евросоюза.
- Провести рекрутинг перспективных кадров из вузов постсоветского пространства для преодоления кадрового инбридинга в вузе и регионе.
- Реализовать адресные молодежные программы Россия – Республика Беларусь, Россия – Латвия, Россия – Эстония по трекам: информационная политика, карьера, инфраструктура коллективного пользования.
- Трансформация инфраструктуры и брендовое зонирование кампуса под партнеров сетевого университета – ведущие вузы и исследовательские институты России и сопредельных государств.
- Создание цифровых решений для «бесшовного» взаимодействия участников сетевого университета и библиотеки открытых данных интеллектуальных продуктов сетевого университета и создаваемых консорциумов.
Планируемые результаты реализации программы развития к 2030 году:
- ПсковГУ на 100% закрывает кадровые потребности в педагогических работниках и руководителях школ региона, в том числе обеспечивая не менее 80% потребностей в дополнительном профессиональном образовании.
- Создана экосистема «адресной» подготовки абитуриентов приграничья под сетевые образовательные программы (не менее 20% контингента сетевых программ поступают из регионов и стран Северо-западного приграничья; средний балл ЕГЭ поступающих на сетевые образовательные программы по очной форме для студентов общего приема не менее 75 баллов).
- Создан Российско-Белорусский образовательный центр поддержки и сопровождения талантливых школьников при ПсковГУ под приоритеты экономического развития и компетенции будущего по модели образовательного центра «Сириус», в котором ежегодно проходят обучение по дополнительным общеразвивающим программам не менее 600 школьников России и Республики Беларусь.
- Реализуется пакет сетевых образовательных продуктов и сервисов совместно с партнерами сетевого университета по направлениям: медицина и здравоохранение, информационные технологии, инженерные технологии и системы, образование и гуманитаристика (не менее 15 сетевых образовательных программ со средним контингентом не менее 120 человек, на 20% обеспеченных обучающимися по целевым договорам).
- Реализуются образовательные программы в смешанном формате с использованием цифровых технологий под системный заказ региона и зарубежных приграничных партнеров (не менее 15% обучающихся по договору о целевом обучении).
- Действует вариативная система подготовки научно-педагогических кадров и коллективов: а) сетевые образовательные программы аспирантуры и диссертационный совет в рамках Союзного государства (доля молодых НПР до 39 лет в общей численности составляет не менее 30 %), б) целевые программы PhD в Эстонии и Латвии (не менее 15 научно-педагогических работников со степенью PhD по основному месту работу);
- Созданы молодежные научные школы под руководством ведущих ученых сетевых партнеров с долей участия молодых исследователей до 39 лет не менее 50%: а) математическая на базе регионального научно-образовательного математического центра (как основа развития фундаментальной науки), б) биомедицинская (как основа прикладных исследований), в) изучения событий Второй мировой войны и противодействия фальсификации истории (как основа современной гуманитаристики в Союзном государстве), г) центр развития педагогического мастерства (как основа трансформации школьного образования в регионе), - центры формируют не менее 20% доходов бюджета университета и 50% доходов от исследований и разработок.
- В соответствии с приоритетами Стратегии национальной безопасности РФ в части сбережения народа России и развития человеческого потенциала и задачами Стратегии социально-экономического развития Псковской области в части содействия миграционному приросту молодежи из других регионов России и зарубежных стран создана привлекательная ассимилирующая среда вуза для обучения и трудоустройства студентов (доля обучающихся из стран постсоветского пространства составляет не менее 15%) и специалистов из стран постсоветского пространства (не менее 10% из числа основных научно-педагогических работников и совместителей представители стран постсоветского пространства).
- Сформировано корректное понимание молодежью сопредельных государств приоритетов политики Российской Федерации в соответствии с задачами Стратегии национальной безопасности по обеспечению информационной безопасности и защиты традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти (ежегодно реализуется не менее двух общественно значимых проектов международного уровня для школьников и молодежи северо-западного приграничья).
- Создан международный кампус (300 жилых и 300 рабочих мест со 100% загрузкой в течение года в рамках сетевых образовательных программ, выполнения исследований на базе сетевых лабораторий, дополнительного образования и стажировок преподавателей, ученых, студентов и аспирантов) и зеркальные лаборатории с участием вузов-партнеров сетевого университета.
- Создана цифровая платформа сетевого университета, включающая многофункциональный сетевой деканат (80% сервисов для студентов и научно-педагогических работников оказываются через цифровую платформу), платформу цифрового обучения (15% основных образовательных программ имеют полных цифровых двойников и 100% образовательных продуктов обеспечены цифровым контентом), цифровую библиотеку и информационный портал с открытой системой размещения интеллектуальных продуктов (не менее 50% исследований создают открытые базы данных, пригодные для последующей машинной обработки).