Разработан междисциплинарный курс естественнонаучной направленности, основанный на внеурочной деятельности и позволяющий формировать у учащихся целостное представление о мире, а также проблемах, связанных с внедрением новейших технологий.
Общий объём внеурочного курса: 68 часов (2 часа в неделю). Из них на биологию отводится 22 часа, географию – 23 часа и физику – 23 часа.
Внеурочные разделы по биологии и географии призваны дополнять существующую программу, и разработаны с учётом тематических особенностей общеобразовательных предметных дисциплин. Информационное содержание курса также дополняет двухуровневая система распределённых тематических модулей (см. общую структуру учебного курса). Первый уровень содержит 3 модуля: исследовательский, историко-патриотический, информационный, формируя тем самым общепредметные компетенции учащихся. Второй уровень образован четырьмя предметными модулями, представляющими содержательную основу пропедевтического курса «Введение в физику».
Примерная программа внеурочной деятельности по биологии
№ |
Название разделов, тем |
Количество часов |
Форма работы |
I. |
Отличие живого от неживого |
4 |
|
Формирование представлений о живой природе (подготовка сообщений) |
2 |
|
|
Методы изучения живых организмов. (знакомство с биологическими приборами и инструментами). |
1 |
|
|
Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей (связь биологии и медицины, биологии и экологии, биологии и сельского хозяйства и др) |
1 |
|
|
II. |
Клеточное строение организмов |
4 |
|
История изучения клетки. Первые микроскопы. |
1 |
|
|
Работа с микроскопами. Приготовление препаратов. Наблюдения в микроскоп живых объектов (грибы, бактерии, растительные и животные клетки). Сравнение одноклеточных и многоклеточных организмов. |
3 |
|
|
III. |
Строение и жизнедеятельность организмов |
14 |
|
|
Изучение вегетативных и генеративных органов растений. Работа с гербарием. |
2 |
|
|
Питание организмов. Роль воды, минеральных и органических веществ в жизни организмов (создание учащимися минипроектов) |
4 |
|
|
Питание растений. Опыты с растениями. |
2 |
|
|
Научно-популярный фильм (просмотр). Отчеты по фильму. |
2 |
|
|
Питание и дыхание животных |
2 |
|
|
Разнообразие и размножение растений и животных. Экскурсия в природу (весна!) |
2 |
|
Примерная программа внеурочной деятельности по географии
Название разделов учебного предмета |
Темы занятий |
Количество часов |
Форма работы |
РАЗДЕЛ 1. Накопление знаний о Земле
|
Ученые, заложившие основы географии в Древние и Средние века. |
1 |
|
Знаменитые путешественники и их географические открытия. |
2 |
подготовка сообщений |
|
Великие русские путешественники, их имена на карте мира. |
2 |
подготовка сообщений |
|
Псковичи, внесшие вклад в развитие географии и изучение земного шара. |
1 |
|
|
РАЗДЕЛ 2. Земля во Вселенной |
Мир Вселенной. Космическое пространство и его объекты. |
2 |
посещение планетария |
Земля и другие планеты Солнечной системы. |
1 |
подготовка сообщений |
|
Формирование планеты Земля и ее оболочек. |
1 |
просмотр фильма «История Земли за 2 часа» |
|
Луна - спутник Земли. Солнечные и лунные затмения. |
1 |
посещение планетария |
|
История возникновения календаря. |
1 |
|
|
РАЗДЕЛ 3. Географические модели Земли |
Способы ориентирования на местности. Использование приборов спутниковой навигации. |
1 |
|
Изображения и объемные модели Земли: от древних времен до современных технологий. |
1 |
|
|
Способы определения расстояния и размеров географических объектов на местности, по планам, картам и глобусу. |
1 |
практическая работа |
|
РАЗДЕЛ 4. Внутреннее строение Земли. Земная кора |
Особенности внутреннего строения Земли. Роль сейсмических волн в установлении этого вопроса. |
1 |
|
Вещественный состав Земли. Минералы и горные породы. |
1 |
экскурсия в кабинет геологии ПсковГУ |
|
Удивительный мир минералов. |
3 |
опыты с минералами, создание минипроектов |
|
Почему происходят землетрясения и извергаются вулканы? |
1 |
|
|
Особенности формирования рельефа Земли. Внутренние и внешние процессы.
|
2 |
просмотр фильма «Машина времени», экскурсия в природу |
Примерная программа внеурочной деятельности по физике
Название разделов учебного предмета |
Темы занятий |
Количество часов |
Форма работы |
Введение |
Физика как наука. Физические явления. Методы изучения физических явлений. |
1 |
|
Виды физических явлений.
|
1 |
игровая |
|
МОДУЛЬ 1 (предметный). Физика в живой и неживой природе.
|
Материя. Вещество и поле. Структурные уровни организации материи. |
1 |
|
Пространство и время. Способы определения времени. |
1 |
|
|
Теория Большого взрыва |
1 |
|
|
Экспериментальные возможности исследования микро и нано мира. |
2 |
экскурсия в лабораторию ПсковГУ |
|
Электромагнитные волны. Виды электромагнитных волн. |
1 |
|
|
МОДУЛЬ 2 (предметный). Физика и современная Цивилизация: история великих открытий и изобретений.
|
Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. |
1 |
|
Развитие представлений об устройстве окружающего мира в трудах Клавдия Птолемея, Николая Коперника, Тихо Браге, Галилео Галилея и Иоганна Кеплера. |
1 |
|
|
МОДУЛЬ 3 (предметный). Физика у нас дома или КАК работает вот ЭТО?
|
Виды часов. Механические и кварцевые часы. |
1 |
|
Зеркала и линзы. |
1 |
лабораторная работа |
|
Оптические приборы (лупа, телескоп, микроскоп). |
1 |
|
|
Азбука Морзе. Проводной и беспроводной телеграфы. |
1 |
|
|
МОДУЛЬ 4 (предметный). История физики в лицах.
|
Натурфилософы периода античности и их представления об окружающем мире. |
1 |
|
Галилео Галилей. |
1 |
|
|
Исаак Ньютон. |
1 |
|
|
Электромагнитные волны как современная основа передачи информации. |
1 |
|
Псковский государственный университет:
180000, Псков, площадь Ленина, дом 2.
Телефон: +7(8112) 201-699.
Электронная почта: rector@pskgu.ru
Студенческий МФЦ:
180000, Псков, площадь Ленина, дом 2, каб. 1,
вход со стороны университетского сквера
Телефон: +7(8112) 201-696.
Электронная почта: mfc@pskgu.ru
Приемная комиссия:
180000, Псков, площадь Ленина, дом 2, каб. 1,
вход со стороны университетского сквера
Телефон +7(8112) 201-695.
Электронная почта: priem@pskgu.ru