Текущее состояние
Уровень цифровизации процессов и систем ПсковГУ сложился в результате разработки и поиска цифровых решений под возникающие задачи. Использовались неплатформенные и зачастую устаревшие решения с открытым исходным кодом. В результате не было обеспечено единство и интеграция цифровых сервисов, не была выстроена система их комплексного администрирования и формирования цифровых компетенций под запрос основных направлений деятельности Университета.
Учитывая направления Стратегии цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования и приоритеты целевой модели программы развития, Псковский государственный университет определил задачи цифровой трансформации.
Задача 1. Подготовить команду и реализовать стратегию цифровой трансформации в соответствии с рекомендациями Министерства науки и высшего образования.
Результаты:
Мероприятия:
Сформирована команда цифровой трансформации с обязательным включением в нее представителей ключевых направлений деятельности университета (образование, исследовательская деятельность, работа с молодежью) и куратора от сетевого партнера – университета, являющегося признанным лидером цифровой трансформации образования.
Проведено обучение команды цифровой трансформации в соответствии с программой и матрицей компетенций по обучению команд цифровой трансформации, разработанными Министерством науки и высшего образования РФ.
На основании методических рекомендаций Министерства науки и высшего образования РФ разработана стратегия цифровой трансформации Университета.
Осуществляется регулярный мониторинг цифровой зрелости на основании методики, разработанной Министерством науки и высшего образования РФ. Внедрена разработанная Министерством науки и высшего образования РФ BI (Business Intelligence)-системы.
В университете вводятся базовые стандарты цифровых компетенций для ППС и АУП на основе матрицы компетенций, разработанной Министерством науки и высшего образования РФ. Проводится обучение по программе Минобрнауки РФ по повышению цифровых компетенций.
Сотрудники университета владеют цифровыми компетенциями, включающими в себя навыки работы в цифровой среде и с цифровыми продуктами, компетенции в области сбора, обработки и анализа данных, навыки алгоритмического мышления и программирования.
Задача 2. На основе методических рекомендаций, предложенных Министерством науки и высшего образования РФ, внедрить целевую модель цифрового университета, позволяющую сформировать единую экосистему сервисов и услуг, предоставляемых участникам образовательного процесса и исследовательской деятельности.
Результаты:
Мероприятия:
Разработка модели цифрового университета на основании подхода Everything as a Service (EaaS) в соответствии с методическими рекомендациями Министерства науки и высшего образования.
Внедрен и/или модернизирован комплекс цифровых сервисов и решений для организации образовательного процесса, охватывающий профориентационную работу, довузовскую подготовку, построение индивидуальных образовательных траекторий с учетом цифрового профиля, систему прокторинга, проведение практик, управление и мониторинг трудоустройства выпускников и обучающихся, управление внеучебной деятельностью, создание учебных материалов и организацию доступа обучающихся к ним, контроль успеваемости и освоения образовательной программы, управление и организацию контактной работы в цифровом формате, управление проектной деятельностью в образовательном процессе.
Разработано мобильное приложение Университета, обеспечивающее доступ ко всем сервисам. Через мобильное приложение и личный кабинет на сайте Университета реализован доступ ко всем сервисам вуза и сетевых партнеров по системе «единого окна» для обучающихся и работников. Созданы условия для персонализированного обучения с помощью готовых решений на базе искусственного интеллекта, технологий дополненной и виртуальной реальности, геймификации. Внедрена возможность разбиения образовательных курсов на короткие сессии с оперативным сбором цифрового следа (микрообучение).
Внедрен и/или модернизирован комплекс цифровых сервисов и решений для процессов управления и проведения научных исследований, осуществления экспериментальных разработок и инновационной деятельности: управление научным оборудованием, научными публикациями, диссертационными советами, научными журналами, научными кадрами, НИОКР, репозиторий выпускных квалификационных работ и диссертаций, проведение очных, заочных мероприятий и мероприятий в смешанном формате. Интеграция сервисов позволяет обеспечить функционал «виртуального ассистента ученого», сервиса коллективного взаимодействия в научных проектах.
В единый корпоративный портал внедрена система CV научно-педагогических работников, аккумулирующая публикации, результаты участия в конкурсах грантов, РИДы, компетенции и пр. CV позволяют давать оперативную оценку достижений НПР при проведении внутренних грантовых конкурсов. CV научно-педагогических работников частично доступны к просмотру незарегистрированным пользователям.
Университет подключен к системе «Единая сервисная платформа науки» Минобрнауки РФ.
Модернизирован комплекс цифровых сервисов и решений для процессов непосредственного управления организацией: проведение приемных кампаний и зачисление студентов, учет движения контингента, электронный документооборот, учет успеваемости, формирование учебных планов, документов об образовании, расписания, управление персоналом, нагрузкой ППС, расчет заработной платы, управление финансовым учетом, структурными подразделениями и коллегиальными органами, управление проектами, организация договорной и закупочной деятельности.
Внедрен и/или модернизирован комплекс цифровых сервисов и решений для процессов управления технологической инфраструктурой и имущественным комплексом: управление кампусом, библиотекой, технологической инфраструктурой, обеспечение безопасности, контроль и управление доступом, управление материальными и нематериальными активами, управление системой уведомлений.
Университет подключен к информационной системе «Сервис хаб», позволяющей гибко настраивать и управлять бизнес-процессами.
Задача 3. Разработать и внедрить единые стандарты цифровой инфраструктуры для всех академических и административных подразделений.
Результаты:
Мероприятия:
Сформированы единые стандарты цифровой инфраструктуры Университета, в которых определены минимальные и рекомендуемые характеристики компьютерной, офисной техники и периферийных устройств. По результатам тотальной инвентаризации высвобождено оборудование, которое не отвечает требованиям стандарта.
Стандартом определены требования к оснащенности академических структурных подразделений. В каждом институте созданы цифровые парки, оснащенные высокопроизводительными компьютерными рабочими местами (не менее 40 единиц) с высокоскоростным доступом к сети Интернет, мультимедийным оборудованием (короткофокусный проектор, экран), оборудованной студией для записи (самозаписи) видеолекций и иного видеоконтента. В каждом академическом подразделении создана одна и более аудиторий для проведения совещаний, конференций и лекций в онлайн и смешанном формате. Каждая учебная аудитория оснащена, как минимум, одним персональным компьютером и возможностью для демонстрации презентаций, видео и иного контента.
Университет подключен к информационной системе «Маркетплейс программного обеспечения и оборудования».
Задача 4. Обеспечить поддержку принятия решений на основе инструментов Data driven management.
Результаты:
Мероприятия:
Университет подключен к системе управления данными в сфере науки и высшего образования «Датахаб» Минобрнауки РФ.
Создан Центр ситуационного управления вузом, включающий в себя информационные сервисы по поддержке принятия решений, мониторинга и аналитики событий, процессов и показателей. Сформированы а) группа сотрудников, отвечающих за сбор, обработку и статистический анализ данных, б) группа креативной аналитики. Экспертное сопровождение деятельности аналитического центра осуществляется с помощью сетевых партнеров (НИУ ВШЭ, МФТИ), обладающих высокоуровневыми компетенциями и лучшими практиками в области использования данных при проектировании развития университета. Проводятся очные стажировки на базе партнеров и онлайн-консультации.
В каждом структурном подразделении определены ответственные за данные. Разработаны и внедрены стандарты, определяющие доступ к данным для различных категорий пользователей. Определены и внедрены технологии для работы с данными. Для работы с данными используются технологии искусственного интеллекта и машинного обучения.
Псковский государственный университет:
180000, Псков, площадь Ленина, дом 2.
Телефон: +7(8112) 201-699.
Электронная почта: rector@pskgu.ru
Студенческий МФЦ:
180000, Псков, площадь Ленина, дом 2, каб. 1,
вход со стороны университетского сквера
Телефон: +7(8112) 201-696.
Электронная почта: mfc@pskgu.ru
Приемная комиссия:
180000, Псков, площадь Ленина, дом 2, каб. 1,
вход со стороны университетского сквера
Телефон +7(8112) 201-695.
Электронная почта: priem@pskgu.ru