Образовательная политика

Версия для печати

Текущее состояние

ПсковГУ обладает необходимыми кадровыми, организационными, материально-техническими ресурсами для организации образовательной деятельности с учетом развития цифровых технологий и новых форматов учебного процесса. С 2019 года преподаватели университета, привлекаемые к реализации сетевых образовательных программ, прошли повышение квалификации в ведущих университетах России – сетевых партнерах ПсковГУ. Освоена реализация гибридных образовательных технологий и цифровых инструментов, активно внедряемых в условиях перехода на смешанный формат обучения в 2020-2021 уч.г.

Получение статуса регионального опорного университета в 2017 году потребовало расширения перечня УГСН и спектра реализуемых образовательных программ. Однако расширение числа образовательных программ не сопровождалось актуализацией содержания. Многие программы формировались на базе учебных планов предыдущих периодов с формальным выполнением требований новых ФГОС. Подготовка сконцентрировалась на уровне бакалавриата и специалитета. Отсутствовала концепция формирования магистерских программ, которые в большинстве случаев становились приемниками предыдущего специалитета, ориентировались на выпускников собственного профильного бакалавриата, не имели тесной связи с научно-исследовательским потенциалом кафедр и иных структурных подразделений.

Отсутствие содержательного развития образовательных программ, экспертной функции ведущих преподавателей университета в рамках взаимодействия с реальным сектором экономики, привело к уменьшению интереса со стороны абитуриентов, отсутствию эффективного взаимодействия с работодателями, малочисленности студенческих групп, ухудшению «качества» абитуриентов.

За последние два года проведена работа по сокращению неэффективных образовательных программ (уменьшение количества ОПОП на 25% от показателей 2019 г.). Образовательный дизайн программ связан с запросами реального сектора экономики (02.03.01 Математика и компьютерные науки, ОП «Теория игр и технологии цифровой экономики» (Гильдия игропрактиков); 13.03.02 Электроэнергетика и электротехника (Электротехнический кластер); 29.03.05 Конструирование изделий легкой промышленности (ООО «Кампотекс»). Изменено управление образовательными программами (закреплена системообразующая роль руководителя образовательной программы, вводится соруководство передовыми образовательными программами; создаются академические советы программ). В 2020/2021 году 15% ОПОП прошли профессионально-общественную аккредитацию, в течении 2021/2022 года по трем программам запланировано прохождение международной аккредитации, на профессионально-общественную аккредитацию будет выставлено более 30% ОПОП, в том числе 80% всех образовательных программ СПО. Элементы сетевизации реализованы в части включения МООК ведущих вузов и внедрения сетевых образовательных программ и программ двух дипломов (НИУ ВШЭ, Санкт-Петербургский Политех, РАНХИГС, БФУ им. И.Канта)

В программах бакалавриата реализована модель модульного освоения компетенций (в том числе цифровых компетенций, проектной деятельности, изучения иностранных языков, волонтерский модуль). Программы магистратуры ориентированы на развитие исследовательских компетенций и переход к интеграции с программами подготовки научных кадров (аспирантура).

Задача 1.Реализовать модель тематических классов, утвержденную в качестве региональной программы Псковской области по выявлению и поддержке талантов, и тиражировать в регионы России и страны северо-западного приграничья (Республика Беларусь, Эстония, Латвия).

Результат:

  1. Выпускники школ Псковской области демонстрируют высокий уровень владения предметными знаниями по естественно-научным направлениям (ежегодно средний балл ЕГЭ по математике, физике, химии, информатике и биологии превосходит средние значения по Российской Федерации, обучающиеся профильных тематических классов входят в число победителей регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по указанным дисциплинам).
  2. Среди абитуриентов северо-западного приграничья России, Республики Беларусь, Эстонии и Латвии сформирован устойчивый имидж сетевого университета, предоставляющего широкие образовательные возможности, ориентированные на специфику трансграничного рынка труда.

Мероприятия:

Совместно с сетевыми партнерами в школах Псковской области реализуются образовательные программы тематических классов:

  1. «Кикоинский класс» (дополнительная общеразвивающая программа, реализуемая совместно с НИЦ «Курчатовский институт») как основа для формирования знаний по естественно-научному профилю и подготовки школьников к участию в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по биологии, физике, химии (программа реализуется в трех школах города Пскова с полным циклом подготовки для школьников 5 – 11 классов).
  2. «Губернаторский медицинский класс» (основная образовательная программа основного общего образования, реализуемая совместно с ФГБУ «НМИЦ им. В.А. Алмазова» Минздрава России) как основа подготовки школьников к последующему целевому обучению на программах среднего специального и высшего медицинского образования на базе Института медицины и экспериментальной биологии. Программа реализуется в пяти школах города Пскова.
  3. Математический класс (основная образовательная программа основного общего образования, реализуемая специалистами регионального научно-образовательного математического центра «Северо-Западный центр математических исследований имени Софьи Ковалевской» совместно с МФТИ и БФУ им. И. Канта) как основа для развития системы поиска математически одаренных детей, популяризации математики, увеличения числа школьников, сдающих ЕГЭ по математике, физике и информатике с одновременным увеличением среднего балла по каждой дисциплине.

Создан Российско-Белорусский образовательный центр поддержки и сопровождения талантливых школьников, реализующий дополнительные общеразвивающие программы для школьников в формате лагерных смен по ключевым направлениям в соответствии с двусторонними приоритетами социально-экономического развития: биология, химия, физика, математика, информатика и информационные технологии.

  1. Проводятся ежегодные зимние и/или летние смены по дискретной математике, информатике и информационным технологиям совместно с МФТИ и Кавказским математическим центром для школьников северо-западных приграничных регионов России и Республики Беларусь с участием обучающихся из Эстонии и Латвии.
  2. Проводится ежегодная биологическая смена с профилизацией по микробиологии и медицине по модели образовательного центра «Сириус» совместно с Витебским государственным медицинским университетом и научным руководством биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

Разработка образовательных программ осуществляется с учетом исследовательской и отраслевой повестки трансграничной территории. Образовательные программы и модули по биологии разрабатываются с учетом особенностей биоразнообразия территории, модули по информатике и информационным технологиям учитывают специфику ИТ-отрасли и ее потребности, в том числе наиболее востребованные языки программирования.

Работники и аспиранты Института медицины и экспериментальной биологии проводят «Мартовскую смену по биологии» для победителей регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии совместно с МГУ им. М.В. Ломоносова на базе ОЦ «Сириус».

Университет реализует образовательные программы на базе регионального центра выявления и поддержки одаренных детей, которые разработаны с учетом методики подготовки и формирования результатов обучения профильных смен образовательного центра «Сириус».

Задача 2.Совместно с ведущими российскими и зарубежными вузами внедрить сетевую модель организации образовательного процесса.

Результат:

  1. В каждом академическом подразделении университета реализуется не менее двух сетевых программ бакалавриата, двух программ магистратуры и, как минимум, одна программа аспирантуры, востребованные целевыми аудиториями абитуриентов (ежегодный прием на каждую программу составляет не менее 30 человек по очной форме обучения).

Мероприятия:

Реализуя модель сетевого университета, ПсковГУ разрабатывает и внедряет сетевые образовательные программы - программы с выездными и дистанционными образовательными модулями сетевых партнеров, программы двух дипломов совместно с ведущими российскими и зарубежными университетами. Для каждой сетевой образовательной программы определен и принят представитель ведущего университета в качестве научного руководителя образовательной программы на условиях внешнего совместительства по дистанционному трудовому договору. В первую очередь запускаются программы по следующим направлениям:

  • 020000 Математика и компьютерные науки (Московский физико-технический институт);
  • 060000 Биологические науки: Биомедицина (Биологический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова);
  • 090000 Информатика и вычислительная техника: Технологии data science и искусственный интеллект (НИТУ «МИСиС»);
  • 310000 Клиническая медицина: Лечебное дело (Национальный медицинский исследовательский центр имени В. А. Алмазова);
  • 400000 Юриспруденция: (Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА));
  • 440000 Образование и педагогические науки: Педагогическое образование (НИУ Высшая школа экономики); Психолого-педагогическое образование, Специальное (дефектологическое) образование (Российский Государственный Педагогический Университет им. А. И. Герцена).

Дизайн учебных планов обеспечивает интеграцию образовательных программ среднего профессионального образования, реализуемых в вузе, и программ бакалавриата (43.03.01 Туризм, 38.03.01 Экономика, 38.03.02 Менеджмент) с возможностью аттестации по ранее освоенным дисциплинам и модулям с построением индивидуальных образовательных траекторий.

Обеспечена согласованность программ магистратуры и аспирантуры в части формирования исследовательских компетенций за счет включения магистрантов в исследовательские коллективы, работающие в профильных сетевых лабораториях, с формированием тематик научно-исследовательских работ обучающихся под адресные проекты исследований и разработок. Результаты защиты выпускной квалификационной работы в магистратуре учитываются в качестве вступительных испытаний при поступлении в аспирантуру. Апробация модели будет проводиться на программах по направлениям: биологические науки, физико-математические науки и инженерные науки.

Образовательные программы бакалавриата включают в себя два двухгодичных цикла:

  1. Освоение универсальных образовательных модулей и базовых профессиональных модулей.
  2. Освоение профессиональных компетенций через проектное обучение.

Такая модель позволяет обеспечить возможность смены профиля или направления подготовки после двух лет освоения образовательной программы за счет включения факультативного адаптивного модуля на третьем году обучения.

Сетевые образовательные программы, реализуемые совместно с ведущими российскими и зарубежными вузами и исследовательскими институтами, обязательно проходят международную общественную аккредитацию.

Привлечение абитуриентов из зарубежных стран на специальность «Лечебное дело» обеспечивается заключением в 2022 году сетевых договоров с университетами Индии. Это позволит минимизировать значение рекрутинговых компаний в обеспечении набора абитуриентов, повысить качество их подготовки и обеспечить академическую мобильность, взаимодействие с научно-образовательными центрами Индии.

Увеличение роста иностранных обучающихся в университете осуществляется через трехсторонние сетевые договоры с зарубежными и ведущими российскими университетами. Основными показателями сетевого взаимодействия станут: увеличение числа абитуриентов из стран постсоветского пространства в 2 раза в сравнении с данными 2019 года; рост академической мобильности, в том числе через цифровые модули на 40%; повышение процента трудоустройства выпускников в российских компаниях.

Задача 3.Путем внедрения универсальных образовательных модулей сформировать единый для всех направлений подготовки уникальный профиль востребованных универсальных компетенций выпускника сетевого университета.

Результат:

  1. Обеспечен устойчивый спрос на выпускников сетевых образовательных программ ПсковГУ со стороны абитуриентов, индустриальных заказчиков и социальной сферы (ежегодный конкурс на сетевые образовательные программы составляет минимум 3 абитуриента на одно место обучения вне зависимости от источника финансирования; 20% контингента обеспечивается за счет обучающихся по целевым договорам).

Мероприятия:

Обеспечивая решение задач, сформулированных в национальной программе «Цифровая экономика», национальном проекте «Наука и университеты» и Послании Президента к Федеральному собранию, ПсковГУ реализует образовательные программы по модульному принципу, формируя уникальный портрет выпускника, обладающего сквозными компетенциями проектной деятельности, математики и статистики, профессиональной коммуникации на английском языке.

С 2020 г. во всех образовательных программах подготовки бакалавров и специалистов обучающимися осваивается универсальный модуль проектной деятельности, формирующий базовые компетенции проектной деятельности.

С 2022 г. в образовательные программы включаются следующие компоненты:

  • в образовательных программах уровня бакалавриата и специалитета реализуется профессиональный модуль проектной деятельности, позволяя оперативно интегрировать актуальные отраслевые технологии в подготовку специалистов;
  • проектный модуль второго уровня вводится в образовательные программы подготовки магистрантов, изменяя содержание научно-исследовательской деятельности под исследовательские отраслевые запросы;
  • в образовательные программы бакалавров и специалистов вводится универсальный модуль математики и статистики, формирующий необходимые компетенции для анализа данных в профессиональной сфере;
  • во все образовательные программы внедряется сквозное изучение английского языка для коммуникаций в профессиональной сфере (процесс обучения строится исключительно на кейсах из профессиональной сферы);
  • во всех образовательных программах среднего профессионального и высшего образования изучается модуль по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию на материалах проекта «Без срока давности»;
  • в отдельные образовательные программы (02.03.01 Математика и компьютерные науки, 09.03.01 Информатика и вычислительная техника, 09.03.02 Информационные системы и технологии, 30.05.03 Медицинская кибернетика) вводится модуль «Microdegree» как дополнительная образовательная траектория обучающихся сверх подготовки по основному образовательному направлению на основе договора о сетевом взаимодействии с НИУ ВШЭ.

Задача 4.Обеспечивая подготовку кадров под целевой заказ со стороны российских и зарубежных (Республика Беларусь, Эстония, Латвия) заказчиков, внедрить в образовательные программы модель смешанного обучения с использованием цифровых и дистанционных образовательных технологий.

Результат:

  1. Разработана, экспертно утверждена и внедряется в образовательный процесс российских вузов модель смешанного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.
  2. Не менее 10% целевого контингента обучается за счет заказа со стороны индустрии приграничных государств и российско-белорусских предприятий.

Мероприятия:

В 2021 году ПсковГУ совместно с сетевыми партнёрами разрабатывает технологические решения для цифрового образования в системе подготовки педагогических кадров совместно с сетевыми партнерами из Российского Государственного Педагогического Университета им. А. И. Герцена, Санкт-Петербургского государственного университета. С 2022 технологии смешанного обучения с использованием цифровых, в том числе дистанционных технологий внедряются в подготовку по УГСН 440000 Образование и педагогические науки. Не менее трех вузов – сетевых партнеров в 2023 году проводят апробацию технологий в собственных образовательных программах. С 2024 года разработанные технологии тиражируются на другие направления подготовки.

С 2022 года в образовательных программах высшего образования будет использоваться не менее 10% открытых массовых онлайн-курсов (МООК). В 2023 году аналогичный уровень будет достигнут для программ среднего профессионального образования. К 2025 году по всем образовательным программам университета объем онлайн-курсов как ведущих университетов, в том числе на английском языке, так и собственных, создаваемых при участии научно-исследовательских лабораторий, составит 25% от общего учебного времени.

Смешанное обучение будет обеспечиваться путем оснащения специализированных учебных лабораторий и аудиторий средствами и технологиями виртуальной и дополненной реальности. Формируемая кампусная среда в университете позволит с 2023 года эффективно использовать интегративные пространства для организации лекций, практических занятий одновременно в контактной форме и интернет-трансляции.

Задача 5.Реализовать программы комплексного сопровождения школ Псковской области, включая непрерывное образование учителей и менеджеров, разработку и сопровождение образовательных программ.

Результат:

  1. К 2030 году не менее 30 % районных школ и 50 % школ г. Пскова и г. Великие Луки осуществляют свою деятельность в соответствии с индивидуальными программами развития, адаптированными под социально-экономические условия территории присутствия.
  2. Не менее 70% педагогических и управленческих кадров региона включены в систему непрерывной подготовки сетевого университета (высшее образование, повышение квалификации и профессиональная подготовка) по образовательным программам, адаптированным под адресный запрос со стороны региона.

Мероприятия:

В структуру Института образования и социальных наук интегрирован путем присоединения и передачи в федеральную собственность ГБОУ ДПО «Псковский областной институт повышения квалификации работников образования».

Разрабатываются и реализуются современные программы дополнительного профессионального образования, направленные на развитие методики преподавания дисциплин, особенно из числа естественно-научных. Акцент в подготовке делается на использование потенциала современных информационных технологий, виртуальных лабораторий и цифровых рабочих мест.

Завучи и директора школ проходят обязательную для назначения на должность или аттестацию подготовку по сетевой магистерской программе двух дипломов «Управление образовательным процессом в современной школе», реализуемой совместно с НИУ ВШЭ (44.04.01 Педагогическое образование).

ПсковГУ разрабатывает и осуществляет методическое сопровождение программ развития, основных общеобразовательных программ и дополнительных общеразвивающих программ для школ Псковской области и сопредельных территорий. Научно-методическое сопровождение разработки программ осуществляется Институтом образования НИУ ВШЭ.




Псковский государственный университет:

180000, Псков, площадь Ленина, дом 2.
Телефон: +7(8112) 201-699.
Электронная почта: rector@pskgu.ru

Студенческий МФЦ:

180000, Псков, площадь Ленина, дом 2, каб. 1,
вход со стороны университетского сквера
Телефон: +7(8112) 201-696.
Электронная почта: mfc@pskgu.ru

Приемная комиссия:

180000, Псков, площадь Ленина, дом 2, каб. 1,
вход со стороны университетского сквера
Телефон +7(8112) 201-695.
Электронная почта: priem@pskgu.ru

Хочу поступить!