Система управления университетом

Версия для печати

Текущее состояние

К текущему моменту Псковский государственный университет обладает достаточно типичной для регионального университета структурой. Текущее руководство деятельностью университета осуществляет ректор, распределяя полномочия между непосредственными заместителями (проректорами по учебной работе и международной деятельности, по научной работе, по работе с молодежью, по общим вопросам). Коллегиальный орган управления – Ученый совет, уполномоченный принимать решения по широкому кругу вопросов. Базовая академическая единица – институты, в состав которых входят факультеты и кафедры. В институтах также созданы коллегиальные органы – ученые советы институтов.

С момента перехода к модели сетевого университета в ПсковГУ реализован ряд управленческих трансформаций:

  • Создана новая академическая структура: 6 мультидисциплинарных институтов вместо 11 факультетов. Для каждого института определены партнеры, с которыми осуществляется разработка совместных образовательных программ:

– Институт медицины и экспериментальной биологии, в том числе Медицинский факультет (Партнеры –ФГБОУ НМИЦ им. В.А. Алмазова) и Естественно-географический факультет (Партнер - МГУ им. М.В. Ломоносова);

– Институт математического моделирования и игропрактики (Партнер – Институт образования НИУ Высшая школа экономики);

– Институт инженерных наук (Партнер - СПбПУ Петра Великого);

– Институт гуманитарных наук и языковых коммуникаций, включая Исторический факультет (Партнер - Государственный академический университет гуманитарных наук, Институт США и Канады РАН) и Факультет русской филологии и иностранных языков (Партнер - Даугавпилский университет, Латвия; Вроцлавский университет, Польша);

– Институт права, экономики и управления (Партнер – СПбПУ Петра Великого);

– Институт образования и социальных наук (Партнер - РГПУ им. А.И. Герцена).

  • Изменен состав и расширены полномочия Ученого совета, который теперь включает представителей всех ключевых направлений деятельности университета.

Задача 1. Сформировать новую коллегиальную структуру управления сетевым университетом в соответствии с приоритетами национальной и трансграничной научно-образовательных политик и целями программы развития.

Результаты:

  1. Начиная с 2022 года сформированы и действуют на регулярной основе Наблюдательный совет Университета, Координационный совет программы развития и Дирекция программы развития, обеспечивая соответствие мероприятий программы развития приоритетам государственной политики, направлениям международной исследовательской повестки.

Мероприятия:

Управление Университетом осуществляет Наблюдательный совет, возглавляемый Губернатором Псковской области, в состав которого входят представители учредителя – Министерства науки и высшего образования, представители правления Союзного государства, представители институтов развития. Наблюдательный совет принимает решения о внесении изменений в Устав университета, о совершении крупных сделок, об эффективности реализации программы развития и внесении в нее изменений, о приоритетных направлениях финансовых вложений и инвестиционных проектах, о кандидатуре на должность ректора.

Управление реализацией программы развития осуществляет Координационный совет, возглавляемый председателем – представителем руководства ведущего сетевого партнера. Заместитель Председателя Координационного совета – заместитель губернатора Псковской области по вопросам стратегического планирования, экономического развития и инвестиционной политики. В состав Координационного совета входят представители сетевых партнеров университета, ректор и проректора ПсковГУ. В компетенцию Координационного совета входит принятие решений о результативности направлений трансформации и стратегических проектов программы развития, экспертиза проектов программы развития, выработка рекомендаций по изменению программы развития.

Текущее управление программой развития осуществляет Дирекция программы развития, возглавляемая ректором Университета. В состав дирекции входят проректоры, директора институтов, деканы факультетов, начальники ключевых управлений. Дирекция определяет портфель проектов программы развития, осуществляет их рассмотрение и вырабатывает предложения по изменению проектов, рассматривает промежуточные и конечные результаты реализации проектов, разрабатывает предложения для руководителей структурных подразделений, формирует пакет антикризисных мер.

Задача 2. Трансформация системы управления институтами сетевого вуза на основе делегирования центров ответственности на уровень академических подразделений и высвобождения рабочего времени менеджмента университета для решения задач тактического и стратегического управления.

Результаты:

  1. К 2023 году каждый Институт имеет индивидуальную программу развития и дорожную карту, разработанные и реализуемые под руководством ведущего сетевого партнера.

Мероприятия:

В институтах поэтапно внедряется новая система управления академической работой:

  1. Вводится должность научного руководителя института, на которую по согласованию с Координационным советом программы развития назначается ведущий представитель сетевого партнера института. Научный руководитель принимает решения по направлениям стратегического развития института, осуществляет руководство разработкой индивидуальной программы развития, определяет приоритетные направления исследовательской деятельности, утверждает пакет образовательных программ и их основные компоненты.
  2. Директор института осуществляет тактическое руководство деятельностью института, принимает решения о кадровой политике, инфраструктуре, финансовой модели института.
  3. Операционное управление осуществляют заместители директора по учебной, научной и воспитательной работе, а также руководители образовательных программ, формируя кадровый состав под курируемые направления, определяя структуру образовательных программ, управляя контингентом обучающихся.

Задача 3. Сформировать кафедральную и лабораторную структуру Института медицины и экспериментальной биологии под задачи системы здравоохранения Псковской области.

Результаты:

  1.  В 2025 году введены в структуру и полностью укомплектованы кадрами и приборной базой 4 кафедры и 7 лабораторий Института медицины и экспериментальной биологии.

Мероприятия:

К 2025 году кафедральная структура ИМиЭБ включает в себя 4 кафедры, в том числе: кафедра фундаментальной медицины и биохимии, кафедра морфологии, кафедра патологии, кафедра экспериментальной биологии, химии и биомедицинских технологий.

Лабораторный комплекс ИМиЭБ состоит из 7 лабораторий, в том числе: лаборатория функциональной экологии биологических систем и регионоведения, лаборатория медико-социальных проблем приграничных территорий и трансляционной медицины, лаборатория нейронаук, фундаментальной психологии и психиатрической нейробиологии, лаборатория медицинской и биологической кибернетики, лаборатория искусственного интеллекта и IT- медицины, лаборатория комплексных экологических исследований и Аналитический междисциплинарный центр.

Задача 4. В соответствии с приоритетами программы развития и задачами стратегических проектов провести реорганизацию путем присоединения Псковского медицинского колледжа, Псковского областного института повышения квалификации работников образования и Санатория-профилактория «Кривск».

Результаты:

  1. В 2022 году в структуре Института медицины и экспериментальной биологии создано отделение профессионального обучения на базе Псковского медицинского колледжа.
  2. В 2023 году в структуре Института образования и социальных наук создан Центр педагогического мастерства на базе Псковского областного института повышения квалификации работников образования.
  3. В 2024 в число объектов социально-значимой инфраструктуры Университета включен Международный студенческий центр, созданный на базе санатория-профилактория «Кривск».

Мероприятия:

  1. Проведена реорганизация путем присоединения с передачей из собственности субъекта Российской Федерации – Псковской области в федеральную собственность с передачей права операционного управления Псковскому государственному университету ГБПОУ ПО «Псковский медицинский колледж». В Институте медицины и экспериментальной биологии создано отделение профессионального обучения после изменения организационной и штатной структуры медицинского колледжа.
  2. Проведена реорганизация путем присоединения с передачей из собственности субъекта Российской Федерации – Псковской области в федеральную собственность с передачей права операционного управления Псковскому государственному университету ГБОУ ДПО «Псковский областной институт повышения квалификации работников образования». В Институте образования и социальных наук создан Центр педагогического мастерства после изменения организационной и штатной структуры Псковского областного института повышения квалификации работников образования.
  3. Проведено согласование крупной сделки по приобретению санатория-профилактория Банка России «Кривск» и реорганизация с передачей права оперативного управления Псковскому государственному университету с последующим созданием на его базе Международного студенческого центра.



Псковский государственный университет:

180000, Псков, площадь Ленина, дом 2.
Телефон: +7(8112) 201-699.
Электронная почта: rector@pskgu.ru

Студенческий МФЦ:

180000, Псков, площадь Ленина, дом 2, каб. 1,
вход со стороны университетского сквера
Телефон: +7(8112) 201-696.
Электронная почта: mfc@pskgu.ru

Приемная комиссия:

180000, Псков, площадь Ленина, дом 2, каб. 1,
вход со стороны университетского сквера
Телефон +7(8112) 201-695.
Электронная почта: priem@pskgu.ru

Хочу поступить!