Создание единого научно-образовательного пространства для реализации задач молодежной политики Союзного государства.
Союзное государство обеспечивает равные возможности гражданам Российской Федерации и Республики Беларусь на получение образования, медицинской помощи, трудоустройства, свободного пересечения границы, в том числе с туристическими целями. Однако в последние годы отмечается тенденция к снижению численности белорусских студентов, обучающихся в вузах Российской Федерации, уменьшение академической мобильности обучающихся и преподавателей, существенному увеличению у молодежи Белоруси привлекательности образования в странах Евросоюза и США. При этом основная часть абитуриентов из Белоруси при поступлении в вузы России ориентированы на крупнейшие образовательные агломерации Москвы и Санкт-Петербурга. При этом сохраняется значительная заинтересованность среди белорусской молодежи к проектам с Россией в сфере обмена студенческими группами (46%), стажировок молодых ученых (45%), совместных научных исследований (42%).
Создание сетевой социогуманитарной модели партнерского взаимодействия на базе Псковской и Витебской областей, на первом этапе, а в дальнейшем на приграничной территории России и Беларуси путем создания консорциума «ВМЕСТЕ» формирует единое научно-образовательное пространство Российской Федерации и Республики Беларусь, основанного на общности духовно-нравственных ценностей, исторических и национально-культурных традициях.
Развитие социогуманитарного направления научных исследований и образовательных программ основано на признании культурных, научных и исторических достижениях в области истории, литературы, философии, медиалингвистики и служит целям защиты традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти. Активизация двустороннего взаимодействия позволит усилить потенциал гуманитарной сферы в реализации стратегических национальных задач по расширению равноправного многостороннего сотрудничества, обеспечения межкультурного взаимодействия и взаимовыгодного международного сотрудничества на приграничных территориях Российской Федерации.
Развитие образовательных программ в сетевом формате нацелено на продвижение русского языка и культуры, повышения привлекательности сотрудничества с российскими университетами в части формирования совместного образовательного контента, разработки и включения онлайн-курсов на образовательные платформы России, укрепление международного авторитета образовательных программ Союзного государства.
Реализация стратегического проекта позволит преодолеть доминирование в межрегиональном сотрудничестве между РФ и РБ столичных регионов, что окажет позитивное влияние на социально-экономическое развитие приграничных регионов, позволит «укрепить их связанность, развитие общей инфраструктуры, транспортного сообщения, совместных предприятий, общественных проектов».
Внедрение цифровых форматов обучения и цифровых образовательных платформ, гибридных практик и технологий, онлайн-курсов и иных цифровых решений в системы общего, высшего образования и программ дополнительного образования Российской Федерации позволило накопить значительный организационный и методический опыт, который может быть тиражирован в работу вузов и школ Республики Беларусь. Участие белорусских преподавателей в сетевых образовательных проектах, в условиях использования цифровых инструментов и форматов, позволит решить проблемы кадрового обеспечения вузов России, находящихся на приграничных территориях. Белорусские преподаватели и ученые получат доступ к аудитории на всей территории РФ, что значительно улучшит возможности научной коммуникации.
Необходимо научное обоснование и экспертное сопровождение нерешенных вопросов в части закрепление понятия «союзная собственность», гармонизации миграционного законодательства в части упрощения реализации прав на образование и трудоустройство.
«Смена поколений представляет собой серьезный вызов для будущего развития Союзного государства» в связи со слабой узнаваемостью проекта интеграции в молодежной среде и в изменениях символических и ценностных ориентиров. Требуется популяризация и усиление информационного освещения деятельности Союзного государства, его политики среди молодежи. Ориентация стратегического проекта на молодежь и студенчество закладывает базу для долгосрочного системного межрегионального сотрудничества на приграничных территориях РФ и РБ, в отличии от сложившейся практики точечных контактов представителей власти, бизнеса регионов и отдельных научно-образовательных организаций.
Описание основных мероприятий в соответствии с направлениями трансформации.
1. Образовательная политика:
в рамках запуска и работы Российско-белорусского образовательного центра поддержки и сопровождения талантливых школьников при ПсковГУ (далее – Образовательный центр):
Для выстраивания взаимодействия с системой общего образования Республики Беларусь будет реализовано:
2. Научно-исследовательская политика и политика в области инноваций и коммерциализации разработок:
3. Молодежная политика:
4. Политика управления человеческим капиталом:
Создание Сетевой школы дополнительного образования Союзного государства позволило реализовать следующие мероприятия:
В рамках реализации полномочий оператора межгосударственной программы академической мобильности по стипендиальной программе Союзного государства:
5. Кампусная и инфраструктурная политика:
6. Система управления университетом:
7. Финансовая модель университета:
8. Политика в области цифровой трансформации:
9. Политика в области открытых данных:
Р1(б). Объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в расчете на одного научно-педагогического работника | обеспечивает достижение значения |
Р2(б). Доля работников в возрасте до 39 лет в общей численности профессорско-преподавательского состава | обеспечивает достижение значения |
Р3(б). Доля обучающихся по образовательным программам бакалавриата, специалитета, магистратуры по очной форме обучения получивших на бесплатной основе дополнительную квалификацию, в общей численности обучающихся по образовательным программам бакалавриата, специалитета, магистратуры по очной форме обучения | обеспечивает достижение значения |
Р4(б). Доходы университета из средств от приносящей доход деятельности в расчете на одного НПР | обеспечивает достижение значения |
Р5(б). Количество обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) образовательным программам высшего образования, получение профессиональных компетенций по которым связано с формированием цифровых навыков использования и освоения новых цифровых технологий, в том числе по образовательным программам, разработанным с учетом рекомендуемых опорным образовательным центром по направлениям цифровой экономики к тиражированию актуализированным основным образовательным программам с цифровой составляющей (очная форма) | обеспечивает достижение значения |
Р6(б). Объем затрат на научные исследования и разработки из собственных средств университета в расчете на одного НПР | обеспечивает достижение значения |
Псковский государственный университет:
180000, Псков, площадь Ленина, дом 2.
Телефон: +7(8112) 201-699.
Электронная почта: rector@pskgu.ru
Студенческий МФЦ:
180000, Псков, площадь Ленина, дом 2, каб. 1,
вход со стороны университетского сквера
Телефон: +7(8112) 201-696.
Электронная почта: mfc@pskgu.ru
Приемная комиссия:
180000, Псков, площадь Ленина, дом 2, каб. 1,
вход со стороны университетского сквера
Телефон +7(8112) 201-695.
Электронная почта: priem@pskgu.ru