Российско-Белорусский университетский союз «ВМЕСТЕ»

Версия для печати

Цель стратегического проекта

Создание единого научно-образовательного пространства для реализации задач молодежной политики Союзного государства.

Задачи стратегического проекта
  1. Создать привлекательные образовательные продукты и цифровые сервисы для белорусской молодежи приграничных вузов.
  2. Создать условия привлечения талантов, включая программы профориентации и дополнительного образования школьников и молодежи Союзного государства.
  3. Организовать сотрудничество по приоритетным научным направлениям между ПсковГУ и вузами – сетевыми партнерами из Республики Беларусь, актуальными для национальной повестки двух государств.
  4. Обеспечить развитие инструментов научной коммуникации молодых исследователей и научно-педагогических коллективов вузов Российской Федерации и Республики Беларусь.
  5. Подготовить инфраструктуру и реализовать адресные проекты, в том числе инвестиционные, направленные на обновление имиджа российско-белорусского сотрудничества у молодежи.
Ожидаемые результаты стратегических проектов
  1. Создан и реализуется портфель сетевых образовательных программ между ПсковГУ и вузами Республики Беларусь с выдачей двух дипломов и/или присвоением дополнительной квалификации партнеров ПсковГУ в рамках консорциумов.
  2. Создана Сетевая школа дополнительного образования Союзного государства.
  3. Открыт Российско-белорусский образовательный центр поддержки и сопровождения талантливых школьников при ПсковГУ по направлениям: математика и информационные технологии, химико-биологические и физико-технические науки: в программу образовательного центра включены 100% приграничных вузов Республики Беларусь.
  4. Создана сеть опорных школ в Республике Беларусь по внедрению модели тематических классов как элемента системы отбора и сопровождения школьников.
  5. Совместно с научными институтами Российской академии наук и Национальной академии наук Республики Беларусь реализуются сетевые аспирантские программы по приоритетным тематиками национальных научных повесток двух государств.
  6. Организована международная научная коммуникация исследователей Российской Федерации и Республики Беларусь.
  7. Осуществляется межгосударственное операторство академической мобильности по стипендиальной программе Союзного государства.
  8. Созданы диссертационные советы, не менее чем по двум отраслям наук и научный журнал с включением ведущих ученых Республики Беларусь.
  9. Осуществляется разработка организационно-методической модели Международного летнего университета, ежегодно проводимая с участием сетевых партнеров.
  10. Создана Российско-Белорусская «Точка кипения» в Международном кампусе ПсковГУ.
  11. Создана Ассоциация белорусских выпускников вузов РФ.
Описание стратегического проекта

Союзное государство обеспечивает равные возможности гражданам Российской Федерации и Республики Беларусь на получение образования, медицинской помощи, трудоустройства, свободного пересечения границы, в том числе с туристическими целями. Однако в последние годы отмечается тенденция к снижению численности белорусских студентов, обучающихся в вузах Российской Федерации, уменьшение академической мобильности обучающихся и преподавателей, существенному увеличению у молодежи Белоруси привлекательности образования в странах Евросоюза и США. При этом основная часть абитуриентов из Белоруси при поступлении в вузы России ориентированы на крупнейшие образовательные агломерации Москвы и Санкт-Петербурга. При этом сохраняется значительная заинтересованность среди белорусской молодежи к проектам с Россией в сфере обмена студенческими группами (46%), стажировок молодых ученых (45%), совместных научных исследований (42%).

Создание сетевой социогуманитарной модели партнерского взаимодействия на базе Псковской и Витебской областей, на первом этапе, а в дальнейшем на приграничной территории России и Беларуси путем создания консорциума «ВМЕСТЕ» формирует единое научно-образовательное пространство Российской Федерации и Республики Беларусь, основанного на общности духовно-нравственных ценностей, исторических и национально-культурных традициях.

Развитие социогуманитарного направления научных исследований и образовательных программ основано на признании культурных, научных и исторических достижениях в области истории, литературы, философии, медиалингвистики и служит целям защиты традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти. Активизация двустороннего взаимодействия позволит усилить потенциал гуманитарной сферы в реализации стратегических национальных задач по расширению равноправного многостороннего сотрудничества, обеспечения межкультурного взаимодействия и взаимовыгодного международного сотрудничества на приграничных территориях Российской Федерации.

Развитие образовательных программ в сетевом формате нацелено на продвижение русского языка и культуры, повышения привлекательности сотрудничества с российскими университетами в части формирования совместного образовательного контента, разработки и включения онлайн-курсов на образовательные платформы России, укрепление международного авторитета образовательных программ Союзного государства.

Реализация стратегического проекта позволит преодолеть доминирование в межрегиональном сотрудничестве между РФ и РБ столичных регионов, что окажет позитивное влияние на социально-экономическое развитие приграничных регионов, позволит «укрепить их связанность, развитие общей инфраструктуры, транспортного сообщения, совместных предприятий, общественных проектов».

Внедрение цифровых форматов обучения и цифровых образовательных платформ, гибридных практик и технологий, онлайн-курсов и иных цифровых решений в системы общего, высшего образования и программ дополнительного образования Российской Федерации позволило накопить значительный организационный и методический опыт, который может быть тиражирован в работу вузов и школ Республики Беларусь. Участие белорусских преподавателей в сетевых образовательных проектах, в условиях использования цифровых инструментов и форматов, позволит решить проблемы кадрового обеспечения вузов России, находящихся на приграничных территориях. Белорусские преподаватели и ученые получат доступ к аудитории на всей территории РФ, что значительно улучшит возможности научной коммуникации.

Необходимо научное обоснование и экспертное сопровождение нерешенных вопросов в части закрепление понятия «союзная собственность», гармонизации миграционного законодательства в части упрощения реализации прав на образование и трудоустройство.

«Смена поколений представляет собой серьезный вызов для будущего развития Союзного государства» в связи со слабой узнаваемостью проекта интеграции в молодежной среде и в изменениях символических и ценностных ориентиров. Требуется популяризация и усиление информационного освещения деятельности Союзного государства, его политики среди молодежи. Ориентация стратегического проекта на молодежь и студенчество закладывает базу для долгосрочного системного межрегионального сотрудничества на приграничных территориях РФ и РБ, в отличии от сложившейся практики точечных контактов представителей власти, бизнеса регионов и отдельных научно-образовательных организаций.

Описание основных мероприятий в соответствии с направлениями трансформации.

1. Образовательная политика:

в рамках запуска и работы Российско-белорусского образовательного центра поддержки и сопровождения талантливых школьников при ПсковГУ (далее – Образовательный центр):

Для выстраивания взаимодействия с системой общего образования Республики Беларусь будет реализовано:

  • введен набор льгот для привлечения талантливых школьников в вузы РФ: единые правила учета индивидуальных достижений для вузов России и Беларуси, единый утвержденный перечень олимпиад и иных интеллектуальных и творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), инженерно-технической, изобретательской, творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений;
  • создана сеть опорных школ Республики Беларусь, участвующих в проектах ПсковГУ, обеспечивающая отбор абитуриентов на сетевые образовательные программы;
  • льготная система дополнительного профессионального образования учителей Республики Беларусь для школ-партнеров Образовательного центра;
  • реализуется сетевые магистерские программы «Управление образовательным процессом в современной школе» и «Педагогическая деятельность в условиях изменений» совместно с НИУ Высшая школа экономики для завучей и учителей белорусских школ-партнеров Образовательного центра;
  • популяризация образовательных проектов для детей, реализуемых в ПсковГУ и на территории приграничных регионов;
  • обеспечена доступность современной образовательной инфраструктуры региона (Кванториумы, ИТ-кубы, детский инжиниринговый центр, клубы робототехники) для школ приграничных регионов Республики Беларусь;
  • для сети опорных школ предложена модель тематических классов, апробированных ПсковГУ на базе школ Псковской области и обеспечено методическое сопровождение и подготовка кадров;
  • календарь совместных образовательных мероприятий для школ Республики Беларусь и Российской Федерации (тематические смены в лагерях, тематические смены и школы на базе университетов, научно-популярные мероприятия);
  • разработаны онлайн-уроки для опорных школ Республики Беларусь;
  • сформирована сеть университетов – партнеров из Российской Федерации и Республики Беларусь, реализующих программы двойных дипломов, одобренные и продвигаемые Союзным государством;
  • разработаны онлайн-курсы для сетевых образовательных программ, реализуемых совместно с Республикой Беларусь.

2. Научно-исследовательская политика и политика в области инноваций и коммерциализации разработок:

  • реализуется межгосударственный календарь научных мероприятий при экспертном сопровождении РАН и НАН Беларуси (ежегодная совместная конференция, научные онлайн-семинары);
  • созданы диссертационные советы, не менее чем по двум отраслям наук, с включением в состав ведущих ученых Республики Беларусь в качестве научных сотрудников сетевых лабораторий ПсковГУ;
  • сформирована совместная редакционная коллегия научного журнала для публикации результатов научных исследований, направленных на сохранение традиционных духовно-нравственных ценностей, культуры, защиты исторической правды и сохраненияя исторической памяти, укрепление позиций русского языка и его популяризация как языка международного общения.

3. Молодежная политика:

  • обеспечивается организационно-методическое сопровождение вузов РФ и проведение Международной студенческой школы «Летний университет»;
  • создана Российско-Белорусская Точка кипения в Международном кампусе ПсковГУ с финансированием инициативных проектов из средств Фонда поддержки российско-белорусских молодежных проектов Союзного государства;
  • привлечены сетевые партнеры ПсковГУ в Республике Беларусь к реализации проекта «Без срока давности» по сбережению исторической памяти о Великой Отечественной Войне, развитию новых форматов работы с историческим материалом в школах и вузах, с архивными данными, организации молодежных информационных форумов;
  • внедрен в партнерские школы ПсковГУ и вузы РБ образовательный модуль по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию молодежи на основании материалов проекта «Без срока давности» с включением дополнительных материалов по оккупации Беларуси в период Великой Отечественной Войны;
  • подразделения Молодежного медиахолдинга «Без срока давности» созданы в вузах Республики Беларусь – сетевых партнерах ПсковГУ;
  • ежегодно проводятся на приграничных территориях совместные форумы, слеты молодежи по реализации проектов в сфере патриотического воспитания, добровольчества, поискового движения, студенческих отрядов;
  • проводятся ежегодные совместные программы подготовки вожатых для детских лагерей с системой отбора через онлайн-платформу студентов из Беларуси для участия в тематических сменах Артека, Сириуса, региональных Сириусов приграничных областей РФ.

4. Политика управления человеческим капиталом:

  • реализуются сетевые программы аспирантуры с ведущими образовательными и научными организациями Российской Федерации и Республики Беларусь;
  • обеспечивается организационное и информационное сопровождение программ стажировок молодых ученых приграничных вузов в ведущих научных центрах Союзного государства под научным руководством РАН и НАН РБ.

Создание Сетевой школы дополнительного образования Союзного государства позволило реализовать следующие мероприятия:

  • запущены сетевые программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации по приоритетным направлениям регионального и межрегионального развития Союзного государства;
  • разработаны и реализуются на приграничных территориях РФ и РБ сетевые программы стажировок для педагогов и социальных работников, медиков, инженерных кадров.

В рамках реализации полномочий оператора межгосударственной программы академической мобильности по стипендиальной программе Союзного государства:

  • запущена программа академической мобильности для студентов белорусских вузов (Союзного государства) на стипендиальной основе, покрывающей затраты на проживание, проезд и текущие расходы;
  • внедрена программа академической мобильности иностранных студентов приграничных вузов Российской Федерации и Республики Беларусь в рамках культурно-исторического модуля.

5. Кампусная и инфраструктурная политика:

  • обеспечено постоянное функционирование инфраструктуры для реализации целей стратегического проекта (размещение Российско-Белорусского образовательного центра поддержки и сопровождения талантливых школьников в Международном студенческом кампусе; создание и техническое оснащение Российско-Белорусской «Точки кипения»).

6. Система управления университетом:

  • присоединение и интеграция Института повышения квалификации Псковской области с приоритетом на разработку образовательных модельных решений под Союзное государство и реализацию программ непрерывного образования в системе педагогического образования;
  • трансформация ПсковГУ в Российско-Белорусский университет на территории РФ (Университет Союзного государства).

7. Финансовая модель университета:

  • организовано финансовое сопровождение инициатив в рамках стратегического проекта Фондом поддержки российско-белорусских молодежных проектов Союзного государства.

8. Политика в области цифровой трансформации:

  • преподаватели вузов РБ – сетевых партнеров ПсковГУ привлечены к разработке онлайн-курсов для размещения на российских и международных образовательных платформах;
  • обеспечена информационная поддержка программы академической мобильности для студентов белорусских вузов (Союзного государства) через единый информационный ресурс;
  • создан с привлечением Ассоциации белорусских выпускников вузов РФ информационный портал / электронная база карьеры и трудоустройства для привлечения работодателей РФ и РБ к организации практического обучения студентов, профильной стажировки и трудоустройства.

9. Политика в области открытых данных:

  • ссоздание информационной платформы научного-образовательного консорциума «ВМЕСТЕ», включающей формирование реестров исследовательских лабораторий, экспертов, научных проектов и направлений с результатами их реализации, включая репозиторий научных публикаций, информации о научных изданиях (научных журналах), реализующих в Союзном государстве проекты по социогуманитаристике и педагогике.
Влияние проекта на политики университета
Влияние проекта на показатели, необходимые для достижения результата предоставления гранта
Влияние проекта на показатели, необходимые для достижения показателей эффективности реализации программы развития (Базовая часть)
Р1(б). Объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в расчете на одного научно-педагогического работника обеспечивает достижение значения
Р2(б). Доля работников в возрасте до 39 лет в общей численности профессорско-преподавательского состава обеспечивает достижение значения
Р3(б). Доля обучающихся по образовательным программам бакалавриата, специалитета, магистратуры по очной форме обучения получивших на бесплатной основе дополнительную квалификацию, в общей численности обучающихся по образовательным программам бакалавриата, специалитета, магистратуры по очной форме обучения обеспечивает достижение значения
Р4(б). Доходы университета из средств от приносящей доход деятельности в расчете на одного НПР обеспечивает достижение значения
Р5(б). Количество обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) образовательным программам высшего образования, получение профессиональных компетенций по которым связано с формированием цифровых навыков использования и освоения новых цифровых технологий, в том числе по образовательным программам, разработанным с учетом рекомендуемых опорным образовательным центром по направлениям цифровой экономики к тиражированию актуализированным основным образовательным программам с цифровой составляющей (очная форма) обеспечивает достижение значения
Р6(б). Объем затрат на научные исследования и разработки из собственных средств университета в расчете на одного НПР обеспечивает достижение значения



Псковский государственный университет:

180000, Псков, площадь Ленина, дом 2.
Телефон: +7(8112) 201-699.
Электронная почта: rector@pskgu.ru

Студенческий МФЦ:

180000, Псков, площадь Ленина, дом 2, каб. 1,
вход со стороны университетского сквера
Телефон: +7(8112) 201-696.
Электронная почта: mfc@pskgu.ru

Приемная комиссия:

180000, Псков, площадь Ленина, дом 2, каб. 1,
вход со стороны университетского сквера
Телефон +7(8112) 201-695.
Электронная почта: priem@pskgu.ru

Хочу поступить!