Для меня учитель – это призвание: преподаватель Колледжа ПсковГУ Лариса Кузыченко

 14.01.2022, 11:34

Заслуженный Учитель Российской Федерации Лариса Кузыченко более сорока лет занимается педагогической деятельностью, двадцать из которых  посвятила обучению студентов в Колледже ПсковГУ. Именно она вместе со своими коллегами стояла у истоков создания нового на тот момент направления обучения «Гостиничный сервис и туризм», внедряя лучшие практики и технологии в образовательную программу.

О своем профессиональном пути, переквалификации, интересных методах обучения, а также о путешествиях и взглядах на жизнь, Лариса Кузыченко рассказала в нашем интервью.

 

От истории к туризму

 

– Лариса Романовна, какие дисциплины вы преподаете?

На сегодняшний день я веду занятия на отделении «Экономика и  сфера услуг» по специальности «Туризм» и «Гостиничный сервис». По специальности «Туризм» - это   Профессиональные модули по технологии  продаж и продвижению турпродукта,  Маркетинговые технологии в туризме, Организация туристской индустрии; являюсь руководителем  курсовых и выпускных квалификационных работ, учу студентов эффективно, используя современные исследовательские технологии, достигать поставленные цели.  По специальности «Гостиничный сервис» преподаю несколько дисциплин, в частности – Менеджмент. 

– Как началась ваша преподавательская деятельность?

Учитель для меня – это призвание. А призвание, как я думаю, переходит в судьбу. Считаю, что «учить» и «учитель» это большая часть моей жизни. Это не хобби, и даже не специальность или профессия, это жизнь, смысл моей жизни. Я не работаю учителем, я живу учительством. В сфере образования  я  уже 40 лет. С детства мечтала стать учителем, у меня в школе был идеальный  педагог по истории и в нем я видела настоящие черты портрета преподавателя.

Училась в Башкирском государственном университете имени 40-летия Октября. Замечательный университет, великолепный профессорско-преподавательский состав. Обучение сводилось в первую очередь к научной и исследовательской работе. Дипломную работу писала в Российской государственной библиотеке (Ленинке), в Научной библиотеке МГУ имени М.В. Ломоносова.  Защита была тоже достаточно серьезной и очень ответственной. Получила квалификацию «историк». С того момента  моя деятельность была посвящена образованию и  воспитанию молодежи. Верю в свои силы, в учеников и люблю свое дело жизни.  Люблю все настоящее: мысли, поступки, работу, студентов, образование. Считаю, что   во многом помогаю своим воспитанникам и веду их по жизни.

– Почему с исторического направления вы перешли на туристическое? Как так вышло?

С течением времени в Колледже ПсковГУ появилась идея создания нового направления обучения  и  была открыта специальность «Туризм» в рамках Датско – Российской Программы содействия экономическому развитию Псковской области. Мне было очень интересно работать в проекте с профессорами из Дании, Германии, изучать новые технологии обучения, разрабатывать и апробировать новые модульные программы, основанные на компетенциях. Мы учились в Тарту, Риге, Дании. Мне всегда нравились путешествия, встречи с интересными людьми,  знакомство с новой  культурой, традициями, иной системой образования.  Всегда считала, что гостеприимство – это главное в отношениях между людьми, показатель человеческой натуры. Я прошла курсы переподготовки в Российской Международной Академии Туризма по программе «Менеджмент туризма и гостеприимства», позднее получила Диплом о профессиональной переподготовке МФПУ «Юриспруденция».

 В открытии нового направления обучения в рамках проекта, активно помогала моя коллега по научно-методической работе, моя дочь Анна Сергеевна Кузыченко, сегодня начальник Управления образования администрации города.  Мы с ней не просто мама и дочь, мы настоящие коллеги, партнеры. Я часто обращаюсь к ней за советом, мне очень приятно, что у меня есть такой надежный соратник, который изнутри знает систему работы  Колледжа. Помимо этого, она заручилась грантовой поддержкой, получила экскурсионный автобус, открыла Учебную гостиницу как базу для формирования профессиональных компетенций.  

– Какое достижение  в профессии вы считаете главным?

Для меня главное достижение в том, что я  осталась верна своим жизненным и педагогическим принципам. И сегодня мне интересно работать с молодежью, я верю, что каждый ученик по-своему талантлив.

 

Правила 5 яблок


– Как вы повышаете интерес и мотивацию ваших студентов?

Я считаю, что педагогу  в образовательном процессе должно быть присуще три «У»  - «удивить», «увлечь», «убедить», и тогда будет результат.

Учебные занятия проводятся в интерактивной форме – научно-практические конференции, дайджест, семинарские занятия, «круглые столы», деловые и ролевые игры,  различного рода диалоги профессионального развития. Широко используются методы «симуляции» и имитационные игры.  Мы создаем внутри аудитории «офис»  турпредприятия и прорабатываем разные проблемно – поисковые ситуации.Студенческая аудитория оборудована  мебелью из Дании,  проектором, флипчартами, и мы это безусловно каждое занятие используем. На задней стене аудитории у нас расположено дерево жизни, которое отражает, что цветочек за цветочком, побег за побегом ребята обретут крону больших знаний и широкого кругозора, найдут себя.

Более того, мы очень тесно сотрудничаем с туристическими предприятиями города и их  руководителями. Студентам я говорю: «Хочешь жить – умей учиться», всегда ищите возможность, чтобы развиваться в современных условиях. Свою практико – ориентированную работу мы отражаем в Инстаграм.

У меня практически не бывает студентов с академической задолженностью. Считаю, если ты педагог, результаты студентов должны быть максимальными, уроки – целесообразными. Если студент пришел на занятие, необходимо  найти технологию обучения и мотивировать его в силу его возможностей, научить как нужно учиться.  В каждом воспитаннике я вижу личность, к которой отношусь с большим уважением. И студенты с глубоким уважением относятся ко мне.  

– Какие методы обучения вы используете? Есть ли среди них какие-то необычные?

На  своих занятиях я применяю систему технологии развития критического мышления, которая реализуется в 30 странах мира. Считаю, что ТРКМ  очень актуальна для человека в условиях информационной  цивилизации. Информационная культура – это ключевая компетенция каждого молодого человека. Начиная с первого сентября, мы знакомимся и опираемся на правила пяти яблок применения ТРКМ.  В разрезе  пяти правил яблока, мы погружаемся в учебный процесс освоения специальности. Каждое правило я оформляю  на флипчарт, кладу для наглядности красивое яблоко и провожу занятие.

Правило первое: «Разве можно узнать вкус плода, если ты его не попробовал?». Если вы выбрали наш Колледж, специальность «туризм», если хотите узнать, что необходимо сфере туризма и гостеприимства станьте ее полноправным членом и только потом делайте выводы. Обычно начинается  позиционирование и дискуссия. Ребята рассказывают, аргументируют свой выбор.

Далее мы переходим ко второму правилу: «Если ты не хочешь есть, то никакое яблоко не пойдет впрок». Спустя несколько занятий видны мотивы поступления, и определяется вектор дальнейшего обучения. На какой-то период это тоже увлекает, ребята приободряются, понимают, что себя надо встряхнуть независимо от происходящего вокруг и  опять включаются в процесс, внедряя новые технологии.

По истечении этого времени мы переходим к правилу номер три. При этом отслеживаю, что есть студенты, у которых действительно имеется интерес, а есть те, кто учится по наставлению родителей. «Если ты откусил яблоко и  проглотил,  не разжевав, или выплюнул, как ты узнаешь его вкус или насытишься?»

Правило четвертое: «Яблоки бывают разные, надо многое попробовать, чтобы найти свой сорт». Это нужно, чтобы понять, в каком направлении ты будешь двигаться, и суметь найти свое место в жизни. Я даю своим студентам понять, что они для меня ценность. Мы разные. И каждый востребован в своем.  

Перед защитой дипломной работы мы проводим круглый стол, где я озвучиваю пятое правило: «Если ты не вырастил ни одной яблони, разве ты можешь быть Мичуриным?». Для студентов важен настрой на самопознание, самовыражение, саморазвитие и социальную ответственность.

В своей профессиональной деятельности применяю технологию РКМ как инструмент самообразования и учителя и ученика, опираясь  на практику личностно-ориентированного обучения. Напоминаю студентам: «Если так случится, что, попробовав это яблоко, вас не устроит вкус или сорт, значит  данное обучение – платформа для освоения других направлений».

 

Путешествовать – значит жить


- Туризм – это про любовь к путешествиям. Где вам удалось побывать?

Мне всегда нравились сказки Ганса Андерсена, его замечательные слова: «Путешествовать - значит жить». Путешествия – это не побег от жизни, наоборот, путешествуя, я пытаюсь сделать так, чтобы жизнь не убежала от меня. В путешествиях заложено определенное очарование!

В свое время мне очень понравилась Дания, старинные замки, увековеченные в пьесах Шекспира, музеи, парки, символ Копенгагена – Русалочка, поющие деревья.   Объездили  всю Прибалтику: Рига, Эстония, Тарту. Есть чему поучиться - замечательные музеи и ботанические сады, интересные традиции и культура.

 Часто бываю в Краснодарском крае и Крыму. Со мной любит путешествовать мой внук Сергей. Путешествуем с двух лет. Этим летом  мы посетили  город моей мечты, город - герой – уникальный Севастополь.  Город-музей под открытым небом,   все пронизано патриотизмом, историей, духом своей Родины. Интересной была поездка и  в город – порт Кронштадт.

Со студентами несколько раз ездили в Санкт-Петербург, посещали Государственный Эрмитаж, Храм Спаса на Крови, Исаакиевский собор, Гранд Макет Россия, Казанский кафедральный собор и другие достопримечательности.  

Интересной и познавательной была поездка в  Москву на Всероссийскую студенческую Олимпиаду по Истории Российского Предпринимательства, которая проходила на площадке  МГУ имени Ломоносова, а   заключительный этап –  в Государственной Думе. Всем финалистам были вручены Сертификаты.

Люблю слова Рэй Бредбери,  «Посмотри на мир, он куда удивительнее снов».

- Чем вы любите заниматься в свободное время?

К сожалению, свободного времени на сегодняшний день не так много. Люблю проводить время с внуком Сергеем, вместе с ним радоваться его успехам. Очень люблю читать. В книгах иногда есть то, чего нет в жизни. Бывает так, что читаешь какой-то фрагмент, за который иногда просто цепляешься, чтобы выйти из какой-то не очень понравившейся тебе ситуации. В  памяти держу  замечательную цитату, стараюсь за нее зацепиться и подольше удержаться.

Мне нравится книга Маргарет Митчелл  «Унесенные ветром», я думаю, в ней рассказано  все по-настоящему. Люблю перечитывать  произведения А. П. Чехова.

- Чем вдохновляетесь? 

Меня вдохновляет  очарование природы  и все настоящее: настоящие результаты своей жизни, своей деятельности, результаты своих воспитанников. Это значит я правильно, по-настоящему, живу.

– Какое у вас жизненное кредо?

Мое жизненное кредо – помогать всем и во всем. Быть настоящей. Педагогическое кредо – любить то, что преподаешь, и уважать тех, кому преподаешь.

 





Псковский государственный университет:

180000, Псков, площадь Ленина, дом 2.
Телефон: +7(8112) 201-699.
Электронная почта: rector@pskgu.ru

Приемная комиссия:

180000, Псков, площадь Ленина, дом 2, каб. 1,
      вход со стороны университетского сквера
Телефон +7(8112) 201-695.
Электронная почта: priem@pskgu.ru

Хочу поступить!