Никитина Татьяна Геннадьевна

Версия для печати

НИКИТИНА ТАТЬЯНА ГЕННАДЬЕВНА

 

 

Никитина Татьяна Геннадьевна – зав. кафедрой теории и методики гуманитарного образования, доктор филологических наук, профессор.

 

ФИО

НИКИТИНА ТАТЬЯНА ГЕННАДЬЕВНА

Должность. Место работы

Заведующая кафедрой ТГО, профессор

Учёная степень

Доктор филологических наук

Учёное звание

Профессор

Образование, квалификация и опыт работы

Высшее – филолог-унгарист, учитель русского языка и литературы.

В 1976 году окончила Ленинградский государственный университет (филологический факультет). После окончания университета (1976-1995 г.) работала в Волгоградском педуниверситете, Высшей следственной школе МВД, Карчахпюрской средней школе (Армения) в качестве преподавателя русского языка как неродного; с 1995 г. по наст. время – в Псковском государственном университете (ассистент, ст. препод., доцент кафедры русского языка; профессор и зав. кафедрой ТГО)

Научные интересы

Русский язык как иностранный; фразеология; паремиология; молодежный сленг; лексикография и паремиография

Контактная информация (рабочий телефон, E-mail)

8-8112-56-50-05;

fno-timgo@yandex.ru

Список преподаваемых дисциплин

Методика обучения русскому языку как иностранному; Основы функциональной грамматики русского языка; Современные проблемы фразеологии; Современная русская лексикография; Филологическое образование педагога.

Повышение квалификации и (или) профессиональная переподготовка

Курсы повышения квалификации по программе «компетентностный подход в образовании: проектирование основных образовательных программ на основе ФГОС ВПО»  на базе  ГОУ ВПО «Псковский государственный педагогический университет им. С.М. Кирова» (2011 г.);

Курсы повышения квалификации по программе «Компьютерные и Интернет-технологии в образовательном процессе вуза»  на базе  ФГБОУ ВПО «Псковский государственный университет» (2015 г.)

Почётные звания, награды

Почетный работник высшего профессионального образования. Награждена Золотой медалью Европейской научно-промышленной палаты («За педагогическую деятельность и проведение оригинальных исследований в области филологии»)

Краткое резюме

В 1985 г. защитила кандидатскую диссертацию в ЛГУ (кандидат филологических наук). В 1995 г. – докторскую диссертацию (СПбГУ).

Возглавляет кафедру теории и методики гуманитарного образования с 1998 г.

Имеет более 270 публикаций по проблемам научного исследования, среди которых 42 словаря, 4 монографии, 5 учебно-методических пособий. По данным РИНЦ, входит в Топ-100 самых цитируемых лингвистов России. См. также

https://ru.wikipedia.org/wiki/Никитина,_Татьяна_Геннадьевна

 

Список публикаций

2016:

  1. Никитина Т.Г. Коммуникативное пространство семьи в словаре пословиц для иноязычного адресата // Успехи современной науки. 2016. «№ 2. Т.1 С. 51-54.
  2. Никитина Т.Г. Проблемы адаптации иностранных студентов в коммуникативном пространстве регионального вуз // Успехи современной науки и образования. 2016. Т. 1. № 3. С. 109-112.
  3. Никитина Т.Г. Между русским «тусовочным» и русским литературным: к вопросу о репрезентации разговорной речи и молодежного сленга в иноязычной аудитории //Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2016. № 3 (107). С. 117-121.
  4. Никитина Т.Г. Страноведческий компонент словаря пословиц для иноязычного адресата // // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 7-3 (61). С. 125-127.
  5. Никитина Т.Г. Словарь городской топонимии для иноязычного адресата: аспекты и приемы учебной репрезентации материала // Русский язык за рубежом. 2016. № № 4 (257). С. 56-62. (в соавторстве с Е.И. Рогалевой).
  6. Никитина Т.Г. Словарь как информационный ресурс и средство обучения. Учебно-методическое пособие для учителей русского языка и магистрантов профиля «Теория и методика обучения русскому языку как неродному». Псков: Изд-во ПсковГУ, 2016. 108 с.
  7. Никитина Т.Г. Лингвокультурологические аспекты развития речи учащихся-инофонов. Учебно-методические материалы для учителей полиэтнической начальной школы, магистрантов и аспирантов профиля «Теория и методика обучения русскому языку как неродному» / Сост. Никитина Т.Г., Рогалева Е.И. – Псков: Изд-во ПсковГУ, 2016. – 68 с.

2017:

  1. Ума палата. Детский фразеологический словарь. –  Москва: Издательский дом Мещерякова, 2017. – 160 с. (В соавторстве с Рогалёвой Е.И.)
  2. Выпускная квалификационная работа магистра: Методическое руководство. Для магистрантов направления «Педагогическое образование», профиль «Теория и методика обучения неродному языку». (На лингвокраеведческом материале). –Псков: ЛОГОС, 2017. – 182 с.
  3. Словарь региональной ономастики как ресурс формирования лингвокраеведческих знаний у младших школьников // Society. Integration. Education. Proceedings of the International Scientific Conference. Volume II, May 26th-27th, 2017. – Rēzekne: RēzeknesAugstskola, 2017. – p. 173-186. (В соавторстве с Рогалёвой Е.И.)
  4. Городской топонимикон: уникальное и универсальное (на материале г. Пскова) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2017. – № 6 (72). – Часть 2. – С. 128-130.
  5. Молодежный лексикон Пскова: десять лет спустя (лингвокраеведческий проект студентов ПсковГУ) // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2017. – № 5 (118). – С. 100-104.
  6. Русская фразеология в регионально ориентированном элективном курсе: принципы отбора и приемы комментирования материала // Международный научно-исследовательский журнал. – 2017. – № 9-2 (63). – С. 134-138.
  7. «Образы русской речи» в лексикографической интерпретации: к концепции сводного словаря народной фразеологии. – // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2017. – № 7 (120). – С. 89-95.
  8. Народная фразеология в современной интерпретации: к концепции словарного описания. //Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2017. – № 9-2 (75). – С. 131-134.
  9. Русская фразеология в регионально ориентированном элективном курсе: принципы отбора и приёмы комментирования материала //Международный научно-исследовательский журнал. – 2017. – № 9-2 (63). – С. 134-138.
  10. Региональный компонент школьного фразеологического словаря // Ученые записки Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. – 2017. – № 2(10)/2017. – С. 16-20. (в соавторстве с Рогалёвой Е.И.)










Разработка сайта — «ПсковГУ»