Интернационализация высшего образования

Версия для печати

СТРАТЕГИЯ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ

ПСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

ДО 2020 ГОДА

 

  ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1.1. Понятие, цели, формы и составляющие интернационализации

Интернационализация – процесс интеграции международного или межкультурного измерения в учебные и исследовательские функции учреждения.

Интернационализация на уровне ВУЗа – процесс превращения национального ВУЗа в интернациональный, включение международного аспекта во все компоненты управления университетом с целью повышения качества преподавания и исследований и достижения требуемых компетенций.

Внутренняя интернационализация  - создание такой культуры и климата внутри вуза, которые продвигают и поддерживают международное и межкультурное взаимопонимание. При этом реализация всех программ, проектов, исследований  содержит международное измерение (соответствует международным стандартам, включает зарубежные  наработки, реализуется совместно с иностранными партнерами).

Внешняя интернационализация - процесс трансграничного предоставления образовательных продуктов и услуг в зарубежные страны посредством различных образовательных технологий и через различные  административные соглашения.

Цели интернационализации:

-  модернизация и повышение конкурентоспособности образовательных программ и научных исследований;

-  повышение дохода от экспорта образовательных услуг.

Формы интернационализации:

-  мобильность студентов или профессорско-преподавательского состава в образовательных целях;

-  мобильность образовательных программ и институциональная мобильность;

-  формирование новых международных стандартов образовательных программ;

-  интеграция в учебные программы международного измерения и образовательных стандартов;

-  институциональное партнерство;

-  создание стратегических образовательных альянсов.

Составляющие интернационализации:

1. На уровне руководства:

-  наличие политики и стратегии интернационализации, направленной на развитие экспорта образовательных услуг;

-  лидерство руководства в процессе интернационализации - инициация мероприятий, направленных на развитие интернационализации, поддержка инициатив сотрудников.

2. На уровне преподавателей и сотрудников:

-  преподавательская мобильность (прием: участие зарубежных преподавателей в учебном процессе);

-  преподавательская мобильность (командирование: участие преподавателей университета в учебном процессе зарубежных ВУЗов);

-  участие в видеоконференциях, разработка и реализация курсов дистанционного обучения;

-  участие в международных конференциях, международных научных проектах, проведение совместных исследований, подготовка совместных публикаций;

-  участие в международных образовательных проектах, создание совместных международных образовательных программ;

-  наличие международного контента в содержании дисциплин;

-  чтение лекций на иностранных языках;      

3. На уровне студентов:

-  языковая подготовка студентов;

-  обучение иностранных студентов, студенческая мобильность (прием: включенное обучение студентов зарубежных ВУЗов);

-  участие в совместных образовательных программах, организованных в обучающем ВУЗе, как краткосрочных, так и с выдачей диплома;

-  студенческая мобильность (командирование: включенное обучение студентов в ВУЗах за рубежом, зарубежная практика, ознакомительные программы);

-  привлечение студентов к научно-исследовательской работе с международной тематикой.

        

1.2. Руководящие принципы интернационализации:

1. Обеспечивать сравнимое качество учебных программ, предлагаемых в своей стране и за рубежом.

2. Признавать, что качественное преподавание и исследования возможны при наличии профессорско-преподавательского состава и созданных для его членов рабочих условий, отвечающих высоким стандартам качества.

3. Разрабатывать, поддерживать или совершенствовать существующие внутренние системы управления качеством для обеспечения максимального использования высшими учебными заведениями компетенций всех заинтересованных сторон – профессорско-преподавательского состава, административных сотрудников, студентов и выпускников.

4. Организовывать консультации с компетентными органами обеспечения качества и аккредитации, соблюдать требования этих органов в принимающей стране при предоставлении услуг трансграничного высшего образования, включая программы дистанционного образования.

5. Делиться опытом в области эффективных методов работы путем участия в работе отраслевых организаций и межвузовских сетей на национальном и международном уровнях.

6. Создавать и способствовать работе сетей и партнерств в целях стимулирования процесса признания академических степеней, присуждаемых высшими учебными заведениями, являющимися членами таких сетей и партнерств.

7. Использовать в соответствующих случаях кодексы добросовестной практики (Кодекс добросовестной практики в сфере транснационального образования, подготовленный ЮНЕСКО и Советом Европы, подготовленную ЮНЕСКО и Советом Европы «Рекомендацию в отношении критериев и процедур оценки зарубежных степеней» и т.д.).

8. Распространять точную, надежную и легкодоступную информацию о критериях и процедурах внешнего и внутреннего обеспечения качества, академическом и профессиональном признании степеней и квалификаций, присуждаемых высшими учебными заведениями, а также полные описания программ и квалификаций, включающие желательно описания знаний, пониманий и навыков, которые должен развить в себе успешный студент.

9. Обеспечивать прозрачность финансового статуса учебного заведения и (или) предлагаемой образовательной программы.

 

1.3. Нормативно-правовая база интернационализации образования

Стратегия интернационализации Псковского государственного университета базируется на основополагающих документах по модернизации высшего образования в условиях постиндустриального общества и развития экономики знаний:

-   международные - Коммюнике европейских министров образования «Максимальное использование нашего потенциала: консолидация Европейского пространства высшего образования», Стратегия развития мобильности в Европейском пространстве высшего образования на период до 2020 года «Мобильность для совершенствования образования», Совместное заявление участников III Болонского политического форума «За рамками Болонского процесса: создание и взаимодействие национального, регионального и глобального пространств высшего образования», принятые в рамках VIII Конференции министров образования стран-участниц Болонского процесса и III Болонского политического форума (26-27 апреля 2012 года в г. Бухарест, Румыния), международные соглашения Российской Федерации; 

-   национальные - Федеральный закон Российской Федерации  «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 21.12.12 г., государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепция экспорта образовательных услуг Российской Федерации на период 2011 - 2020 гг.; 

-  локальные – Устав федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Псковский государственный университет» (далее – ПсковГУ), программа стратегического развития ПсковГУ на 2011-2020 годы.





Псковский государственный университет:

180000, Псков, пл. Ленина, дом 2.
Телефон: +7(8112) 29-70-01, Факс:+7(8112) 29-70-02
Электронная почта: sekret@pskgu.ru
Телефонная книга

Приемная комиссия:

Псков, ул. Л.Толстого, дом 4
Тел.: +7(8112) 79-78-58, 79-78-59
Электронная почта: priem@pskgu.ru